Банк России намерен повысить эффективность работы временных администраций в банках, лишенных лицензий, за счет расширения полномочий сотрудников Агентства по страхованию вкладов (АСВ), пишет в четверг газета «Коммерсант» со ссылкой на проект стратегии развития банковского сектора до 2015 года. За временными управляющими предлагается законодательно закрепить право доступа к банковской тайне и исполнение функций агентов ЦБ по отдельным операциям.

О целесообразности расширения сферы участия сотрудников АСВ во временных администрациях банков (формируются из представителей ЦБ и АСВ после отзыва у банков лицензий) говорится в проекте стратегии развития банковского сектора до 2015 года. Как указано в документе, расширение участия предполагает предоставление сотрудникам АСВ, входящим в состав временной администрации, доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, а также законодательное закрепление возможности заключения временными администрациями договоров с АСВ о безвозмездном выполнении отдельных функций. Цель таких действий — «повышение эффективности функционирования временных администраций», указано в проекте стратегии.

Предлагаемые изменения позволят передавать в АСВ на хранение электронную базу данных банка, лишенного лицензии, что безопаснее и дешевле, нежели держать эту базу в самом банке, указывает директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. «Кроме того, право доступа к банковской тайне позволит сотрудникам АСВ раньше подключиться к выявлению схем вывода активов из банка и быстрее начать оспаривать такие сделки, — продолжает он. — Сейчас сотрудники АСВ могут начать анализ вывода активов только после признания банка банкротом, что, особенно в условиях затягивания банкротства собственниками, делает затруднительным их последующий поиск и возврат через суд». Например, банкротство Поволжского Немецкого Банка (ПНБ) затянулось больше чем на год, что позволило собственникам банка глубже спрятать выведенные еще до отзыва лицензии активы, снизив возможности АСВ по признанию таких сделок недействительными. При этом иски о признании сделок ПНБ недействительными, поданные временной администрацией, были возвращены истцу. «У АСВ, которое выступает конкурсным управляющим большинства банков, лишившихся лицензий, больше опыт оспаривания противоправных сделок, — указывают в ЦБ. — В то время как функции временной администрации, хоть и наделенной соответствующими полномочиями, несколько иные: это консервация банка и сохранение его документации до момента прихода конкурсного управляющего».

Расширение полномочий сотрудников АСВ в составе временных администраций банков необходимо рассматривать вкупе с другим предложением ЦБ и АСВ, указывают в агентстве. А именно с планами по распространению механизма передачи активов и обязательств проблемного банка в здоровый, опробованного в рамках санации, на случаи отзыва у банков лицензии. Это по замыслу авторов идеи пойдет на пользу вкладчикам — прежде всего тем, чьи вклады превышают размер страхового возмещения: им не придется ждать выплат АСВ в части превышения госгарантий по депозитам. «Возможность для нас анализировать активы банка сразу после отзыва у него лицензии, не дожидаясь его банкротства, позволит осуществлять передачу активов и обязательств из банка, лишенного лицензии, в здоровый банк быстрее и эффективнее», — указывает первый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников.