Ведущие банки, занимающиеся POS-кредитованием (предоставлением финансирования на покупку товаров в торговых сетях), зафиксировали опережающий рост выдачи нецелевых денежных кредитов. Об этом пишет во вторник «Коммерсант».

В частности, в Хоум Кредит Банке (первое место на рынке POS-кредитов с долей 27,3%) указывают, что выдача кредитов наличными начала опережать выдачу экспресс-кредитов еще в 2010 году. По итогам прошлого года объем кредитов, выданных на покупку товаров, вырос на 50% до 43,2 млрд рублей на 1 января 2011-го, объем выдачи кредитов наличными — на 72% до 18,4 млрд. А по итогам первой недели марта объем выданных банком кредитов наличными превысил объем выданных кредитов на товары на 7%. По словам зампреда правления Юрия Андресова, хотя сейчас доля POS-кредитов в портфеле Хоум Кредит Банка превышает долю кредитов наличными (53,2% против 22,7%), в дальнейшем банк планирует повышать долю нецелевых кредитов.

В ОТП Банке (доля на рынка POS-кредитов — 17,7%) по итогам прошлого года объем нецелевых кредитов увеличился на 95% до 8,2 млрд рублей, тогда как объем экспресс-кредитов — на 56% до 28,1 млрд. Как указали в банке, его ключевыми розничными кредитными продуктами в 2011 году будут кредитные карты, POS-кредиты и кредиты наличными. В Альфа-Банке (доля на рынке экспресс-кредитования — также 17,7%) сообщили: несмотря на то что сейчас доля POS-кредитов в портфеле превышает долю кредитов наличными, в будущем банк ожидает перевеса последних.

Среди лидеров из тенденции выбивается Русфинанс Банк (9,4% рынка POS-кредитов), в пресс-службе которого заверили, что экспресс-кредитование является приоритетным направлением деятельности банка и никаких изменений бизнес-модели не планируется.

В банках замещение POS-кредитов денежными кредитами объясняют, в частности, ростом издержек, связанных с экспресс-кредитованием. «Работая с торговыми сетями, необходимо платить комиссии, которые после кризиса стабильно растут, — указывает вице-президент «Ренессанс Кредита» Николай Тепляков. — В итоге оплата работы персонала и комиссии ретейлерам делают POS-кредитование менее выгодным по сравнению с другими продуктами». Заместитель руководителя розничного блока Альфа-Банка Илья Зибарев добавляет: «Перевес доли кредитов наличными — лишь вопрос времени, ведь кредиты, привлеченные на длительный срок, для банков предпочтительнее, чем краткосрочные POS-кредиты». «Если POS-кредиты гасятся в среднем 6—9 месяцев, то срок привлечения средств наличными составляет несколько лет», — уточняет гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.

Причиной снижения популярности POS-кредитов является и их высокая стоимость для клиентов. «В последнее время клиенты стали понимать, что экспресс-кредиты менее выгодны ввиду их высоких ставок», — отмечает управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. Средние по рынку эффективные ставки по нецелевым кредитам составляют 20—30% годовых, тогда как ставки по POS-кредитам достигают 40—50%, уточняет он.

«Рост доли POS-кредитования был вызван стагнацией прочих видов кредитования, в будущем мы увидим замещение POS-кредитов другими видами потребительских кредитов», — уверен Матовников. По мнению Грибанова, если сейчас доля POS-кредитов составляет 3,8% от общего объема кредитов физлицам, то в течение ближайших лет она снизится до 2—3%.

По данным Frank Research Group, на 1 января объем рынка POS-кредитования составил 158 млрд рублей, увеличившись за 2010 год на 50 млрд.