Во вторник в Ново-Огареве премьер Владимир Путин выслушает первый промежуточный доклад об изменениях правительственной стратегии — 2020 от экспертов, работающих под руководством ректора АНХ Владимира Мау и ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова. Премьер в январе поручил им разработать новый вариант стратегии с учетом изменений в экономике после кризиса. Об этом сообщает газета «Ведомости».

Пока эксперты сосредоточились только на оценке нерешенных проблем, новых вызовах и определении базовых политических развилок, объясняется в докладе, который оказался в распоряжении «Ведомостей». Если президиум правительства в среду одобрит этот подход, группа экспертов приступит к детальной переработке стратегии.

Мировые фундаментальные дисбалансы не сняты, говорится в докладе, а значит, «на содержательном уровне кризис нельзя считать преодоленным». Возможны два сценария: «смена лидера» и «встречный кризис». Первый — это дальнейшее смещение баланса сил в мировой экономике от Запада к Востоку, многополярная мировая валютная система (доллар США утратит роль главной резервной валюты), утрата доверия инвесторов к экономполитике США и лидерство Китая в мировой экономике. При таком сценарии начнут укрупняться финансовые системы развивающихся стран, капитал станет дороже, вырастет спрос на ресурсы и начнется гонка инноваций, заключают эксперты. Второй сценарий моделирует совпадение двух кризисов: развитых стран, которые войдут в стадию инновационного развития, и не очень развитых с экспортной моделью догоняющего развития. Эксперты считают, что при таком сценарии темпы роста мировой экономики в течение 5—6 лет остановятся на уровне около 2—3%.

Но для российской экономики ключевой вопрос — энергетический, констатируют эксперты. Ресурсы будут дорожать из-за роста спроса на них, а цены на промтовары будет сдерживать рост предложения со стороны развивающихся стран. Россия в глобальном контексте попала в «ножницы конкурентоспособности», говорится в докладе: страна застряла в промежутке между богатыми и бедными странами, задающими тон мировому развитию. Конкурентоспособность российской экономики последние годы снижалась, а уровень институционального развития и качество деловой среды в России деградировали. При этом издержки плохого делового климата уже не могут быть компенсированы дешевизной трудовых ресурсов.

Сильные стороны России — макроэкономическая стабильность и масштабный внутренний рынок. Но макроэкономикой теперь всех не спасти, сетуют эксперты, уже невозможно противостоять масштабным колебаниям нефтяных цен, фактический дефицит бюджета выглядит условным, зато структурный дефицит — фундаментальный фактор. «Переоценка макроэкономической ситуации в России со стороны инвесторов носит долговременный характер и уже отражается в текущих тенденциях (отток капитала на фоне роста цен на нефть)», — предупреждают Путина консультанты.

Основная макропроблема для России — высокие издержки производства при низком технологическом и институциональном уровне. Поэтому важно определить подход к изъятию и перераспределению природной ренты, указывают эксперты. В 2000—2005 годах она изымалась из экономики, что позволило с 2006 года наращивать социальные расходы. В результате сформировалась политика стимулирования спроса, которая привела к росту потребления не отечественных товаров, а импортных, а также к росту инфляции и издержек производства. Если такая политика будет продолжаться, это «чревато макроэкономической дестабилизацией». Чтобы выйти из этого тупика, надо переходить к стимулированию предложения. Это значит проводить институциональные реформы, эффективно изымать природную ренту и ограничивать ее использование на расходы бюджета, снижать издержки производства — «как налоговые, так и трансакционно-коррупционные».

Ключевая проблема России — плохой деловой климат, который подавляет частный бизнес и выступает прямым ограничителем экономического роста, пишут эксперты. Повышать эффективность производства и использования инвестиций невозможно без глубокого изменения отношений между государством, бизнесом и обществом. Без демократического общественного контроля за госорганами тоже нельзя двигаться вперед, считают они. Надо защищать собственность, содействовать конкуренции, обеспечивать верховенство права, проводить масштабную приватизацию и сокращать нерыночный сектор экономики, ограничивать коррупцию, учат эксперты.