России требуются более смелые меры по сокращению неприоритетных расходов и расширению базы ненефтяных доходов, считает Всемирный банк.

«Посткризисные планы правительства РФ на среднесрочную перспективу предусматривают реализацию масштабной программы модернизации и диверсификации экономики, но для этого потребуются дополнительные ресурсы и реформы», — говорится в докладе ВБ об экономике России.

По расчетам ВБ, российские власти заложили на данные цели всего 1% ВВП, что вряд ли станет достаточным объемом. Из крупных расходов ВБ в докладе приводит такие статьи, как «перманентное увеличение бюджетных расходов еще на 0,5 процентного пункта ВВП» к 2013 году, включая квазибюджетную деятельность госпредприятий, с целью поддержки инициатив, направленных на модернизацию экономики (например, в области энергоэффективности).

Еще 1,1% ВВП необходим для ликвидации разрыва между потребностями и фактическим финансированием содержания автомобильных дорог плюс 1% — на финансирование ремонта дорог и расширения их базовой сети.

«Такое серьезное давление на расходы бюджета может быть компенсировано только за счет устойчивой и существенной корректировки бюджета, которая предполагает сокращение других — неприоритетных и непродуктивных — расходов и расширение налогооблагаемой базы, не связанной с нефтяным сектором», — говорится в докладе.

Для увеличения доходов российского бюджета ВБ предлагает дополнительное повышение акцизов на табачные изделия, алкоголь и бензин с целью доведения их до среднего уровня стран «группы двадцати», что обеспечит дополнительно ненефтяные доходы в объеме 0,7 процентного пункта ВВП в течение трех лет. «Кроме того, имеются возможности для увеличения поступлений от налога на добавленную стоимость за счет совершенствования налогового администрирования и минимизации льгот по уплате НДС (что дополнительно обеспечит ненефтяные доходы в объеме 1 процентного пункта ВВП в течение трех лет)», — говорится в докладе.

ВБ считает, что РФ необходимо совершенствовать систему мониторинга и контроля целевых показателей госпрограмм. Еще ряд мер связаны с сокращением антикризисных субсидий в поддержку отдельных секторов экономики (экономия бюджетных средств оценивается в 0,9 процентного пункта ВВП за три года), повышением адресности программ социальной помощи (экономия — 1 процентный пункт ВВП за 2011—2013 годы), принятием мер для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы и поддержкой структурных реформ в образовании и здравоохранении.

«Эти меры по увеличению доходной части бюджета наряду с совершенствованием управления государственными финансами и улучшением распределения расходов, как предполагается, могут обеспечить дополнительную экономию бюджетных средств в размере около 4 процентных пунктов ВВП за три года», — отмечает ВБ.

В среднесрочной перспективе у российского правительства есть возможность ускорить проведение сложных реформ, которые крайне необходимы для динамичного и устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. «Основные направления этих реформ хорошо известны — это инфраструктура, эффективность государственного сектора и энергоэффективность, образование, качество институтов, развитие малых и средних предприятий, улучшение делового и инвестиционного климата», — перечисляет ВБ.

При этом эксперты банка не исключают сценария, при котором «высокие цены на нефть могут дать стимул к увеличению государственных расходов в предвыборный период, то есть в конце 2011 года и в 2012 году (что будет способствовать росту инфляции). Также при таком сценарии возможно откладывание мер, направленных на рост эффективности государственных расходов».