Итальянский автоконцерн Fiat, который в феврале отказался от партнерства с «Соллерсом», обратился в ВЭБ за финансированием строительства собственного завода в Липецкой области мощностью 300—350 тыс. автомобилей в год. Об этом в четверг сообщает «Коммерсант». Fiat оценивает проект в 1,6—2 млрд евро. Но на рынке проект концерна называют слабым и считают, что такую сумму ВЭБ не даст. Поэтому Fiat также ведет переговоры с Европейским банком реконструкции и развития.

Как рассказали «Коммерсанту» несколько источников, близких к Fiat, в середине марта автоконцерн обратился в ВЭБ с просьбой профинансировать свой сборочный проект в России стоимостью порядка 2 млрд евро. Речь идет о строительстве в Липецкой особой экономической зоны (ОЭЗ) завода мощностью 300—350 тыс. машин в год. Сроки запуска проекта не называются, известно лишь, что предприятие должно собирать не только модели Fiat, но также Jeep и Chrysler (концерн является совладельцем Chrysler). В Fiat и ВЭБе от комментариев отказались. Но источники Reuters также говорят, что автоконцерн обратился к госкорпорации, попросив 1,6 млрд евро. По данным агентства, параллельно финансирование проекта обсуждается с Европейским банком реконструкции и развития.

Иностранный автоконцерн впервые обращается в ВЭБ за финансированием строительства завода в России. До сих пор на господдержку инвестпроектов в стране, в том числе с участием иностранных партнеров, претендовали лишь отечественные автопроизводители: подконтрольный «Ростехнологиям» АвтоВАЗ и ОАО «Соллерс» Вадима Швецова. «Соллерс», в частности, просил в ВЭБе те же 2 млрд евро под совместные проекты с Fiat, но после года переговоров стороны отказались от СП.

Теперь, объясняют источники «Коммерсанта», Fiat представил ВЭБу и Минпромторгу «по большому счету тот же самый бизнес-план, который разрабатывался вместе с «Соллерсом», однако намерен реализовывать его самостоятельно». После разрыва партнерства с «Соллерсом» концерн сразу же подал самостоятельную заявку в Минэкономики на получение льгот в рамках режима промсборки. Кроме того, добавляют знакомые с ситуацией источники, Fiat рассчитывает и на льготы Липецкой ОЭЗ, в частности, освобождение на пять — десять лет от налогов на землю и имущество, а также от транспортного налога. Иностранные товары (оборудование, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. К тому же новый завод сможет стать потребителем продукции Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) — одного из крупнейших в России поставщиков автолиста.

Однако источники «Коммерсанта» на рынке и чиновники сомневаются, что ВЭБ выделит деньги Fiat, по крайней мере всю сумму — при том что до сих пор все иностранные автоконцерны строили заводы в России на собственные средства. «Кроме того, в бизнес-плане Fiat мало конкретики, в том числе в отношении стоимости проекта», — говорит один из участников рынка.