Французская инвестиционная корпорация Direct Group выходит на российский рынок микрофинансирования, пишет в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка. Direct Group уже создала дочернюю компанию, специализирующуюся на выдаче займов гражданам, которые не могут рассчитывать на кредит в банке.

Direct Group (ранее PPE group) — французская корпорация, специализирующаяся на инвестициях в Россию, основана более 12 лет назад. В числе проектов Direct Group — интернет-магазин Оzon.ru (свою долю в нем — 50% + 1 акция — компания продала в 2006 году, сумма сделки, по экспертным оценкам, составила 70—80 млн долларов), банк «Русфинанс» (в 2007 году продан Societe Generale), Otto group (2006—2009 годы), интернет-магазин дизайнерской одежды KupiVip.ru, интернет-магазин обуви Sapato.ru, сервис знакомств Teamo.ru, онлайн-магазин скидок KupiBonus.ru.

На официальном сайте Direct Group указано, что компания «МигКредит» входит в состав группы с 2010 года. «МигКредит» специализируется на выдаче необеспеченных займов физлицам, которые по каким-либо причинам, например из-за плохой кредитной истории, не могут претендовать на получение кредита в банке. В настоящее время компания предлагает клиентам два вида займов: «быстрый» на сумму от 3 тыс. до 12 тыс. рублей на 25—35 дней, по таким займам ставка составляет около 300% годовых, и «простой» на сумму от 5 тыс. до 25 тыс. сроком на 12—24 недели (по ставке около 80% годовых).

Как пояснили в «МигКредите», выдавать займы гражданам компания начала только месяц назад, поэтому говорить о результатах пока преждевременно. «Мы считаем рынок микрокредитования в России перспективным и намерены развивать это направление, однако говорить о конкретных бизнес-планах до завершения пилотного проекта преждевременно»,— сообщил представитель компании. Как пояснил источник издания в Direct Group, пока группа является единственным акционером «МигКредита», однако в дальнейшем не исключено появление в составе акционеров иностранных инвесторов.

Официальных оценок рынка микрофинансирования нет. По оценкам Российского микрофинансового центра (РМЦ), на рынке работает около 300 компаний, самой старой из которых пять лет. На 1 января 2011 года объем рынка, по оценке РМЦ, составлял 27 млрд рублей, из которых 54% — займы на развитие бизнеса, 35% — на потребительские нужды. В настоящее время единственным крупным игроком на рынке микрокредитования физлиц является компания финансиста Евгения Бернштама «Домашние деньги». Ее чистые активы составляют 1,3 млрд, просрочка по микрозаймам — 23%, что, по словам господина Бернштама, является нормальным явлением для этого бизнеса. Недавно «Домашние деньги» объявили о планах по выходу на публичный рынок заимствований (компания намерена разместить облигации на сумму в 1 млрд).

По мнению экспертов, выход на рынок микрофинансирования иностранной корпорации связан с долгожданным появлением его регулирования — с 4 января 2011 года (дата вступления в силу закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») его регулирует Минфин. «Принятие закона послужило толчком для развития этого рынка и выхода на него новых, в том числе и иностранных, игроков, которые в отсутствие регулирования не готовы были заниматься этим бизнесом», — отмечает президент РМЦ Михаил Мамута. Развитие цивилизованного рынка предполагает приход на него новых достойных игроков, и мы уже видим их появление, соглашается Евгений Бернштам. «Это очень перспективная область для венчурных инвестиций,— говорит руководитель венчурного бизнеса «ВТБ Капитала» Айдар Калиев.— Пока основным сдерживающим фактором является сложность в оценке рисков по микрозаймам».

Участники банковского рынка не опасаются конкуренции. «Микрофинансовые компании, занимающиеся кредитованием физлиц, ориентируются на тех заемщиков, которые не могут получить кредит в банке,— говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.— Несмотря на простоту процедуры получения кредита и практически полное отсутствие ограничений, такие займы существенно дороже банковских кредитов».