Глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статью 170 Налогового кодекса Российской Федерации», который призван уточнить налогооблагаемую базу при реализации банками имущества должников, полученного в качестве отступного по кредиту или в результате обращения взыскания на предмет залога.

Суть предлагаемых изменений в том, чтобы устранить двойственное толкование норм Налогового кодекса РФ и избежать необоснованного повышения налоговой нагрузки для кредитных организаций, пояснил депутат. По его словам, проблема накопленных банками во время кризиса непрофильных активов, включая недвижимость, оборудование, доли в капиталах компаний, является сейчас одной из ключевых для банковского сектора.

Как отметил Аксаков, увеличение объема невозвратов вынуждает кредитные организации чаще прибегать к процедуре обращения взыскания на заложенное имущество и иное обеспечение. Общее количество исков об обращении взыскания на заложенное имущество, поданных кредитными организациями в судебные органы, увеличилось в сравнении с прошлым годом более чем в 2,5 раза. Существующие требования ЦБ РФ к резервированию подталкивают кредитные организации к продаже таких активов, но при отсутствии спроса реализовать их по нормальным ценам сложно. Если при этом возникнет еще и дополнительное налоговая нагрузка, экономика банков пострадает, что негативно скажется на динамике роста объемов и условиях кредитования предприятий и частных лиц.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с полученным ранее толкованием Налогового кодекса РФ, имущество должника, полученное банками в качестве отступного по кредиту, облагалось при дальнейшей его реализации НДС, исчисляемым с разницы между ценой его продажи и стоимостью приобретения в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ. Данный порядок подтверждался разъяснениями Минфина и арбитражной практикой.

Тем не менее летом 2009 года Министерство финансов выпустило новые разъяснения положений Налогового кодекса, которые содержат измененное совместное толкование пункта 5 статьи 170 и пункта 3 статьи 154 НК РФ. Его суть сводится к необходимости уплаты банками НДС с полной стоимости реализуемого имущества, а не с разницы в его цене, во всех случаях, когда банковская учетная и налоговая политика основана на применении пункта 5 статьи 170 НК РФ. Таким образом, согласно этому толкованию, при определении налоговой базы банки обязаны применять одинаковый порядок налогообложения как при приобретении товаров (работ, услуг) для основной производственной деятельности, так и при приобретении непрофильных активов.

С учетом неоднозначного толкования действующих положений Налогового кодекса возрастает риск того, что при наличии таких разъяснений и со ссылкой на них, инспекции Федеральной налоговой службы России при проверках будут доначислять банкам НДС с суммы отступного или предмета залога, на который обращено взыскание. Нечеткость законодательных положений может привести к увеличению числа арбитражных разбирательств, что вызовет существенные временные и финансовые затраты и, как следствие, удорожание стоимости банковских услуг и существенное повышение требований к выдаче кредитов для населения.