Комитет по финансовому рынку во вторник рекомендовал Госдуме принять в первом чтении внесенный депутатом Анатолием Аксаковым проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ». Законопроектом предлагается установить в статье 187 УК ответственность за изготовление или сбыт поддельных платежных документов, а также дополнить УК новой статьей 187.1, предусматривающей ответственность за изготовление или введение в оборот поддельных платежных карт.

В соответствии с законопроектом изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет либо без такового. В случае если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору / с причинением значительного ущерба гражданину / в крупном размере, они наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в сумме до 600 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового, а если организованной группой, а равно с причинением ущерба в особо крупном размере — лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в сумме до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

Аналогичные наказания предлагается установить и за изготовление или введение в оборот поддельных платежных карт.

При этом под введением в оборот поддельной платежной карты понимается осуществление с ее помощью расчетов при оплате товаров, работ, услуг, получение наличных денежных средств в банкоматах, а также пунктах выдачи наличных или действия по совершению сделок с указанной картой, предполагающие ее переход к иному владельцу (продажу, обмен, дарение и т. п.).

Согласно действующей редакции статьи 187 УК, изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, наказываются лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет. Аналогичные деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в сумме до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

Аксаков обратил внимание журналистов на то, что действующая редакция статьи 187 УК не предусматривает таких квалифицирующих признаков, как действия группы лиц и причинение ущерба в крупном и особо крупном размере, хотя анализ практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений данной категории, по его словам, свидетельствует об увеличении фактов их совершения в составе группы лиц, имеющих определенную корыстную цель и, соответственно, причиняющих ущерб в крупном либо особо крупном размере.

Комитет по финансовому рынку, поддерживая принятие законопроекта в первом чтении, считает крайне важным существенно его доработать с учетом разрабатываемого законодательства, регулирующего отношения в национальной платежной системе. По мнению комитета, УК должен установить ответственность за изготовление и использование не только поддельных платежных карт, но и более широкого спектра инструментов, позволяющих осуществлять безналичные расчеты как с заключением договора банковского счета с клиентом, так и без заключения такого договора, например за счет средств, предварительно предоставленных клиентом или подлежащих возмещению им.

Комитет указывает на то, что исторически в РФ сфера безналичных расчетов регулируется преимущественно нормативно-правовыми актами Банка России. Разрабатываемое в настоящее время законодательство о национальной платежной системе, по мнению комитета, позволит сформулировать на уровне федерального закона основополагающие понятия и нормы, регулирующие порядок перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, порядок принятия распоряжений клиентов (в том числе в электронном виде), использование различных электронных средств платежа для осуществления операций (в том числе в рамках инновационных форм расчетов, таких как электронные деньги, мобильные платежи) и т. д.