ВТБ 24 принципиально меняет подход к продаже проблемных кредитов физлиц. Банк намерен отказаться от общепринятой практики проведения тендеров по каждому из продаваемых портфелей и отобрать постоянных партнеров, которые в течение года будут покупать его проблемные долги, рассказали газете «Коммерсант» участники рынка коллекторских услуг.

На сайте самого банка размещено объявление о проведении тендера по отбору коллекторских агентств для продажи им просроченной задолженности в течение 2011 года по потребительским кредитам, кредитным картам и овердрафтам. Как следует из материалов для потенциальных соискателей, конкурс проводится для определения закрытого списка контрагентов, чьи ценовые предложения будут рассматриваться при продаже портфелей.

ВТБ 24 занимает второе место на рынке розничного кредитования после Сбербанка, занимая долю примерно в 11%. Розничный кредитный портфель банка на 1 апреля по РСБУ — 419,5 млрд рублей, объем просрочки физлиц — 23,26 млрд (5,54% от портфеля).

ВТБ 24 начал продавать проблемные розничные долги лишь в прошлом году, выставив на продажу портфель просроченных кредитов на 4 млрд рублей (до этого банк работал только по агентской схеме). Первая сделка проходила по стандартному сценарию: банком был объявлен конкурс по продаже этого портфеля, и в ценовой борьбе с крупными игроками победило небольшое коллекторское агентство «Русдолг». С тех пор банк не продавал портфели проблемных кредитов.

Как сообщили газете в ВТБ 24, банк, действительно, решил поменять подход к продаже долгов физлиц. «Основная цель изменений — сэкономить временные и трудозатраты по подбору контрагента по каждому реализуемому портфелю», — пояснила замначальника управления по работе с проблемными активами Наталья Шелковая. По ее словам, теперь выбор агента для сделки будет осуществляться из отобранных коллекторов на основании их ценовых предложений по конкретному портфелю. В течение текущего года ВТБ намерен продать три портфеля просроченных кредитов физлиц на общую сумму порядка 5 млрд рублей. «При прошлом порядке реализации проблемных кредитов нам пришлось бы проводить тендеры трижды, а при новом — лишь один раз, так что затраты сократятся втрое», — сообщили в ВТБ 24, отказавшись уточнить размер предполагаемой экономии. Окончательный список контрагентов банка будет определен к 29 апреля, но уже сейчас отобрано около 15 агентств, среди которых практически все крупные игроки, отмечают в ВТБ 24.

По словам участников коллекторского рынка, схема, которую решил применить ВТБ 24, абсолютно новая. Такой подход ведет к ограничению числа претендентов и, как следствие, снижению конечной стоимости продажи портфелей, поэтому банки к нему не прибегают, хотя с точки зрения экономии времени это выглядит вполне логично, указывает директор дирекции оценки и методологии рисков ОТП Банка Сергей Капустин.

По мнению председателя совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александра Федорова, пойти на ограничения ВТБ 24 решил для того, чтобы избежать репутационных рисков, выбрав партнеров, соответствующих максимуму требований регуляторов. Один из них — Роспотребнадзор в марте прошлого года заявил, что продажа долгов физлиц коллекторам незаконна, так как при ней заемщик утрачивает право защищать свои права потребителя: с банком его правоотношения прекращаются, а коллектор не является поставщиком услуги по предоставлению кредита. Затем в мае Роскомнадзор, контролирующий соблюдение закона «О персональных данных», обратил внимание на то, что продажа долга коллектору возможна, только если у банка есть согласие заемщика на передачу его персональных данных третьим лицам.

Как следует из условий тендера, ВТБ 24 детально изучает будущих контрагентов. В числе требований — безупречная деловая репутация (отсутствие репутационных рисков, задолженности перед налоговыми органами, судебных разбирательств), кроме того, соискатели должны быть обязательно включены в реестр операторов по обработке персональных данных.