Правительство Греции, озабоченное непомерными долгами и огромной дырой в бюджете, придумало новый способ решения финансовых проблем. Как заявил в конце прошлой недели газете Imerisia госсекретарь Министерства финансов страны Филиппос Сахинидис, чьи слова приводит «РБК daily», уже в III квартале этого года Афины намерены начать выпуск специальных гособлигаций, которые, по замыслу министерства, будут покупать греки, живущие за рубежом, то есть эмигранты в первом, втором и даже третьем поколении. По приблизительным оценкам, за пределами страны проживает около 15 млн греков — в основном в США, Канаде и Австралии.

Предполагается, что это будут 5- и 10-летние облигации на общую сумму 3 млрд долларов. Размеры первого выпуска пока неизвестны, как и проценты размещения.

Проблемная Португалия в свою очередь рассчитывает на поддержку из бывших колоний. «В общей сложности существует рынок 220 миллионов человек, говорящих по-португальски. Это огромный потенциал», — цитирует австрийская газета Der Standard Терезу Фернандеш из государственного агентства по стимулированию экспорта AICEP.

Один из важных рынков экспорта для Португалии — ее бывшая колония Ангола. По словам Фернандеш, в этой стране благодаря нефтедолларам уже сформировался средний класс. Сейчас Ангола занимает пятое место среди рынков экспорта для Португалии, но может подняться и выше. Местные инвесторы также потихоньку приходят в Португалию: так, ангольская нефтяная госкомпания Sonangol является самым крупным акционером (15% акций) ведущего португальского кредитного института Banco Comercial Portugues.

Еще одним важным партнером для Лиссабона является другая экс-колония — Бразилия. Компании этой страны, где отмечается один из самых высоких темпов роста экономики, постепенно завоевывают португальский рынок. В частности, бразильская авиастроительная компания Embraer намерена до конца этого года построить два завода в Португалии. Кроме того, Бразилию наверняка привлечет распродажа активов госкомпаний на общую сумму 5 млрд евро, которую Лиссабон намерен осуществить до 2013 года. Ожидается, что с молотка после приватизации помимо ведущего португальского энергоконцерна и почты пойдут также акции местного авиаперевозчика ТАР. Он может оказаться лакомым куском для Бразилии, поскольку осуществляет туда около 70 рейсов в неделю почти в 40 городов.