Национальное бюро кредитных историй в порядке частной инициативы планирует до конца мая начать предоставлять россиянам, заинтересованным в покупке автомобиля на вторичном рынке, информацию о том, не заложен ли он по банковскому кредиту. Для получения таких сведений можно будет обращаться непосредственно в НБКИ либо к его агентам, рассказали «Коммерсанту» в бюро. Его гендиректор Александр Викулин также сообщил, что впоследствии можно будет получать информацию через сайт НБКИ по VIN-коду автомобиля.

По словам Викулина, количество автомобилей, о которых НБКИ имеет информацию, к концу мая достигнет 200 тыс. Это около трети всех проданных в кредит машин, считают участники рынка. «За 2010 год в кредит было продано около 637 тысяч автомобилей на сумму более 10 миллиардов долларов», — рассказали в аналитическом агентстве «Автостат».

«С использованием «серых» схем сейчас перепродается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей», — оценивает ситуацию директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин.

В отсутствие системы регистрации залогов на движимое имущество, в том числе автомобили, единственным документом, удостоверяющим права банка на кредитный автомобиль, является паспорт транспортного средства, который хранится в банке. При этом автомобиль является собственностью заемщика и зарегистрирован на его имя, поэтому мошенники, сдав ПТС в банк, заявляют о его утере в ГИБДД и, получив дубликат, продают машину, а затем скрываются от банка, не выплачивая кредит.

«В случае покупки заложенного автомобиля наименее защищенной стороной является именно покупатель, — указывает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. — Ведь после того, как выплаты по кредиту на машину не поступают, банк обращает взыскание на заложенное имущество, и покупатель должен передать автомобиль банку. Конечно, покупатель имеет право подать иск к мошеннику, но, как правило, найти его уже невозможно».

Для борьбы с подобными схемами Минфином был разработан проект закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». Согласно документу, у залогодержателя, госоргана или суда появится новая обязанность — уведомить уполномоченное бюро кредитных историй о том, что определенное движимое имущество передано под залог или обременено иным образом (на него обращено взыскание или наложен арест). Предоставлять выписки о состоянии имущества по запросу заинтересованных лиц будут бюро кредитных историй. Узнать, в каком из бюро находятся данные по конкретной машине, можно будет в центральном каталоге кредитных историй.

До принятия закона получить информацию о заложенном имуществе может только сам заемщик или его кредитор, согласно закону о кредитных историях. Предоставить гражданам такую возможность помимо НБКИ планируют и другие участники рынка, например бюро «Эквифакс Кредит Сервисиз», которое рассчитывает открыть через Интернет доступ к информации о заложенных автомобилях к концу лета. Аналогичный проект готовит и БКИ «Экспириан-Интерфакс», однако пока неясно, будет ли он запущен до вступления в силу нового закона.

По мнению экспертов, сервис НБКИ и проекты других бюро вряд ли позволят полностью решить проблему мошенничества при перепродаже автомобилей — это будет возможно лишь после вступления в силу соответствующего закона. При этом банкиры отмечают, что риски возможных мошенничеств сейчас закладываются в стоимость автокредитов и если данные о заложенных автомобилях станут общедоступными, это скажется и на ставках.

Что говорят люди, которые взяли автокредит без справки о доходах?