Сбербанк ведет переговоры с французской группой BNP Paribas о покупке ее розничного бизнеса в России. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на два источника на банковском рынке. По словам одного из них, топ-менеджеров BNP, занимающихся ретейлом в РФ, уже предупредили, что к Новому году им стоит искать новую работу. Второй источник издания уточнил, что поскольку розничный бизнес под брендом Cetelem не является отдельным юрлицом, а встроен в инвестбанк «БНП Париба», то продаваться будут технологии, бренд и команда. Источник газеты в Сбербанке подтвердил, что переговоры на эту тему ведутся, начавшись незадолго до майских праздников. В российском подразделении BNP Paribas информацию не подтвердили, но и не опровергли и от комментариев отказались.

Cetelem, являясь структурным подразделением инвестиционного банка «БНП Париба», работает на российском рынке с 2007 года. Основные продукты — потребительские и автокредиты в центрах продаж (розничных торговых сетях, наиболее крупная из которых — «М. Видео», и автосалонах) и кредитные карты.

Как напоминает издание, в марте стало известно о том, что Сбербанк договаривается с BNP Paribas о создании совместного предприятия по кредитованию физлиц в торговых сетях. В отличие от французской группы у Сбербанка пока нет никакого опыта работы на этом рынке. Сегмент кредитов в торговых точках обеспечивает самую высокую доходность (ставки по кредитам составляют 40—60% годовых), но и несет повышенные риски (доля невозвратных кредитов в общем портфеле достигает 20—30%).

Принципиальное решение о выходе на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях Сбербанк принял в ноябре 2009 года. В апреле 2010-го для разработки наиболее оптимального варианта действий на работу в Сбербанк пришел экс-предправления Хоум Кредит Банка (лидер рынка POS-кредитования) Андрей Лыков. Однако о том, какое стратегическое решение предпочел Сбербанк — строить работу на новом рынке самостоятельно или купить игрока с опытом, — до последнего времени было неизвестно. В прошлом году Сбербанк вел переговоры о покупке Хоум Кредит Банка, но они не увенчались успехом. «Сбербанк предлагал цену чуть выше капитала, что можно рассматривать так, будто бизнес ХКФ Банка в России ничего не стоит, а это не так», — поясняет источник, близкий к переговорам. По его словам, Сбербанк рассматривал на предмет покупки и «Русский Стандарт», и «Ренессанс Кредит».

По объему бизнеса Cetelem значительно уступает и Хоум Кредит Банку, и «Русскому Стандарту», занимая лишь седьмое место на рынке POS-кредитования с долей рынка 3,7% (объем POS-кредитов на 1 марта 2011 года, по данным Frank Research Group, составил 5,7 млрд рублей). Доля Хоум Кредит Банка — 27,6%, следом идут ОТП Банк и Альфа-Банк с долями 17,7% и 17,5% соответственно, доля «Русфинанса» — 9,4%, «Русского Стандарта» — 8,1%. Впрочем, на начало 2010 года доля рынка у Cetelem была всего 1,8%, а объем кредитов составлял 1,9 млрд рублей.

Путь построения собственного бизнеса в сегменте POS-кредитования может быть достаточно долгим и занять два-три года, указывает предправления Хоум Кредит Банка Иван Свитек, называя оправданным желание Сбербанка все-таки купить действующего игрока. «С учетом цен по предыдущим сделкам Сбербанка, в частности недавно купленной «Тройки Диалог», очевидно, что он не хочет платить дорого. Таким образом, стоимость розничного подразделения BNP Paribas может быть на уровне одного капитала, особенно учитывая тот факт, что в число лидеров российского рынка потребкредитования французская группа так и не вышла», — рассуждает банковский аналитик «Ренессанс Капитала» Светлана Ковальская.