У России возникли новые проблемы с присоединением ко Всемирной торговой организации: на этот раз препятствующей стороной выступил Евросоюз. Об этом, как пишет газета «Ведомости», рассказал близкий к переговорам чиновник; информацию подтвердил сотрудник аппарата правительства. «У ЕС есть претензии по объему и периоду льгот, которые предоставляются инвесторам, работающим в режиме промышленной сборки, — они не соответствуют требованиям ВТО», — объяснил источник. По его словам, Россия просит сохранить временно льготы для инвесторов, заключивших соглашения о промсборке по новым, принятым весной правилам. Срок переходного периода чиновник не уточняет, добавляя, что для проектов, которые реализуются по старым правилам, переходный период до семи лет давно одобрен.

Россия присоединяется к ВТО с 1993 года, напоминает издание. Со всеми членами ВТО подписаны двусторонние соглашения об урегулировании спорных вопросов. Американцы сняли претензии прошлой осенью. Российские чиновники говорили, что последний серьезный барьер позади и осталось согласовать доклад рабочей группы. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что Россия может стать членом ВТО в 2011 году. В правительстве по-прежнему надеются на это, отмечает собеседник «Ведомостей». Представитель ВТО не ответил на запрос.

Режим промсборки введен в 2005 году, он предусматривает льготные пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей компаниями, подписавшими соглашения с Минэкономразвития. Взамен они обязались создать в России сборочные заводы мощностью не менее 25 тыс. автомобилей в год и в течение нескольких лет сократить список импортируемых автокомпонентов на 30% за счет их локализации в России. В 2005—2007 годах Минэкономразвития подписало соглашения с полутора десятками автопроизводителей сроком на 7—8 лет с начала работы производства, на которое распространяется соглашение.

В начале 2011-го правительство утвердило изменения в правила промсборки, предложив продлить действие соглашений до 2020 года, но для этого компании, подписавшие допсоглашения, должны были взять на себя более жесткие обязательства. Предварительные соглашения по новым правилам подписали альянс «АвтоВАЗа» с Renault и Nissan, альянс Ford и «Соллерса»; Volkswagen, General Motors, Fiat и Magna, а также около 200 производителей автокомпонентов, отчитывалось Минэкономразвития.

Близкий к российской делегации источник не стал отвечать на вопрос, готова ли Москва отказаться от льгот по новым соглашениям: «Переговоры в самом начале, никто ни от чего пока не отказывается». Непонятно, как можно от них отказаться: Россия несет обязательства по соглашениям, говорит сотрудник аппарата правительства. Кроме того, премьер поручил не выполнять требования ВТО в ущерб национальным интересам до вступления в организацию, напоминает он.