Агентство по реструктуризации ипотечных кредитов (АРИЖК), дочерняя структура Агентства по ипотечному кредитованию (АИЖК), во втором полугодии этого года запустит платный сервис для банков по восстановлению платежеспособности заемщиков, допустивших просрочку по ипотеке, сказал в интервью РИА Новости заместитель генерального директора АИЖК Андрей Семенюк.

АРИЖК было создано во время кризиса в 2008 году в рамках реализации программы господдержки заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и осуществляет реструктуризацию ипотечных кредитов. В целом, по экспертным оценкам, в период кризиса банки реструктурировали около 40—50 тыс. ипотечных кредитов. Доля АРИЖК в этом объеме реструктурированных кредитов оценивается в районе 15%.

«Основным итогом деятельности АРИЖК, на наш взгляд, следует считать запуск массового механизма реструктуризации ипотечных кредитов. До кризиса банки, как правило, были не сильно заинтересованы реструктурировать ипотечный кредит, потому что рынок рос, объем просроченной задолженности был не очень большой и поэтому банки работали индивидуально с заемщиками», — сказал Семенюк. Он отметил, что стандарт реструктуризации, созданный в кризис АРИЖК, был абсолютно открыт для заемщика, которому не обязательно было получать согласие кредитора, если он попадал в сложную жизненную ситуацию и не мог платить по ипотеке. Если такой заемщик соответствовал требованиям стандартов реструктуризации, то он мог обратиться в АРИЖК и получить соответствующую поддержку без согласования кредитора.

По словам Семенюка, многие банки ориентировались на стандарты АРИЖК и создавали собственные программы реструктуризации, которые как минимум были не хуже для заемщика, чем стандарты агентства. Это позволило направить на программу реструктуризации меньше средств, чем изначально планировали два года назад. «Тогда оценивали верхнюю планку до 100 тысяч заемщиков, которым может потребоваться поддержка с помощью реструктуризации. По факту АРИЖК значительно меньше кредитов реструктурировало», — отметил замгендиректора АИЖК.

Как рассказал Семенюк, колоссальный опыт, полученный АРИЖК при работе с заемщиками, позволяет расширить агентству спектр услуг, оказываемых участникам рынка. «АРИЖК наработало определенные технологии, в том числе информационные — как работать с большим объемом кредитов, просроченной задолженностью. Мы считаем, что это может быть использовано в дальнейшем АРИЖК для оказания сервиса кредиторам по восстановлению заемщиков. Если у кредиторов есть определенный портфель заемщиков с просрочкой, то АРИЖК может на платной основе оказывать услуги по сервису, по восстановлению таких заемщиков, проведению реструктуризации, разработке графика реструктуризации кредита», — рассказал замгендиректора АИЖК.

Если заемщик перестает платить, очевидно, нужно предложить такой график платежей, который ему будет посилен и который позволит банку не получить убытки по такому кредиту, сказал Семенюк. «Соответственно, график платежей нестандартный, и АРИЖК может выполнять функцию по сервису, сопровождению таких нестандартных кредитов», — отметил он. «Это будет уже не государственная программа поддержки заемщиков, а абсолютно коммерческий сервис, но в то же время с учетом некоторых социальных факторов», — рассказал Семенюк.

Он пояснил, что поскольку АРИЖК — дочерняя структура госкорпорации АИЖК, очень важно не нарушить баланс интересов кредитора и заемщика. «Мы надеемся, что этот сервис заработает уже во второй половине этого года», — сказал он. По словам Семенюка, такая схема будет востребована у банков, которым, с одной стороны, дешевле будет воспользоваться услугами АРИЖК, чем создавать собственный такой продукт. С другой стороны, эти услуги могут заинтересовать банки, у которых портфель проблемных ипотечных кредитов не настолько велик для того, чтобы воспользоваться уже имеющимися наработками.

«Я думаю, что у нас не будет жестких ограничений, поскольку программа будет осуществляться на коммерческой основе. Наша дочерняя компания будет рассматривать возможность реструктуризации любых портфелей», — сказал Семенюк.