Важнейшим направлением совершенствования налоговых систем единого экономического пространства и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана является расширение налоговой базы путем пресечения теневого оборота, различного рода схем минимизации налоговых платежей и незаконного вывоза капитала. Такую позицию, как пишет газета «Коммерсант», озвучила Комиссия Таможенного союза (КТС) в аналитическом приложении «Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011—2012 годы», которое стало одним из стратегических документов 15-го Межгоссовета ЕврАзЭС, состоявшегося на прошлой неделе в Минске.

В КТС оценили незаконный вывоз капитала из РФ в 37,6 млрд долларов в 2010 году. Эта цифра — сумма двух статей платежного баланса («чистые ошибки и пропуски» и «своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам»), по которым принято судить о масштабах бегства капитала, плюс «подстатья» «переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами», операции по которой составили 13,9 млрд долларов. Оценка бегства капитала в 37,6 млрд, действительно, выглядит заметной (порядка 95% чистого оттока иностранного капитала в 2010 году). Если рассматривать указанные статьи в динамике, то за последние десять лет размер операций по ним был относительно стабильным: в пределах 6—13 млрд долларов по «пропускам и ошибкам» и от минимума в 20 млрд в 2006 году до максимума в 40 млрд в 2008-м по «своевременно не полученной экспортной выручке». Часто на фоне притока капитала минус заметен не был, и бегству по указанным статьям регулирующие органы значения не придавали.

Но на этом оценка КТС нелегального вывоза капитала не ограничивается. Там к «каналам нелегального вывоза путем выплаты завышенных процентов аффилированным кредиторам-нерезидентам» относят и другие статьи, например «поездки личные — импорт» и «деловые, профессиональные и технические услуги — импорт». Исходя из статей, отнесенных к незаконному вывозу, аналитики КТС, ссылаясь на экспертов, констатируют «не менее 200 млрд рублей» недопоступления таможенных платежей в государствах Таможенного союза в 2010 году.

Для решения проблемы бегства капитала исключительно с фискальной целью предлагается шесть мер. Среди них — ужесточение административной и уголовной ответственности за внешнеторговые операции, предполагающие завышение вознаграждения нерезидентов, или за «просрочку зачисления и полное незачисление валютной выручки», введение обязательного уведомления таможенными органами и банками налоговых органов «обо всех осуществляемых физическими и юридическими лицами валютных операциях вывоза капитала» и запрет на включение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, безнадежных долгов со стороны нерезидентов.

Опрошенные газетой аналитики считают, что такие меры не исправят, а скорее усугубят ситуацию с бегством капитала. «Предложения направлены на ужесточение административного контроля не только за движением капитала, но и за финансовыми операциями бизнеса. Даже если теоретически они приведут к уменьшению бегства, то обострят его первопричину — низкое качество инвестклимата и деловой среды», — говорит Александр Морозов из HSBC. Кроме того, практическая реализация предложений КТС невозможна, убежден Дмитрий Полевой из ING Russia. «Непонятно, как можно точно классифицировать бегство и небегство, разделить добросовестные и недобросовестные компании и узаконить само определение незаконного вывоза. Тут возникает проблема администрирования, и его издержки, скорее всего, превысят выгоды», — полагает он.