Комитет Госдумы по финансовому рынку в понедельник рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении проект закона «О национальной платежной системе».

Законопроект устанавливает правовые и организационные основы НПС, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе перевода денежных средств, использования электронных средств платежа (ЭСП), деятельность субъектов НПС, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в НПС.

Законопроект законодательно закрепляет понятие национальной платежной системы, определяет требования к деятельности операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры, а также вносит ясность в вопросы, связанные с регулированием трансграничных платежных систем на территории РФ.

Законопроект устанавливает три вида ЭСП для перевода электронных денсредств: неперсонифицированное ЭСП (идентификация клиента не производится, максимальная сумма электронных денег в любой момент времени не может превышать 15 тыс. рублей, основное использование — для микроплатежей); персонифицированное (производится обязательная идентификация клиента, максимальная сумма — 100 тыс. рублей); корпоративное (используется идентифицированными юрлицами, максимальный остаток на конец рабочего дня — 100 тыс. рублей, основное использование — для приема платежей за товары, работы, услуги).

В законопроекте детально описывается порядок привлечения кредитными организациями банковских платежных агентов. При этом уточняются требования к использованию специальных банковских счетов, определяется исчерпывающий перечень производимых по ним операций.

В целях минимизации рисков в платежных системах устанавливаются требования по созданию системы управления рисками и обеспечению исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств, одним из способов которого является гарантийный фонд платежной системы.

Как сообщил журналистам зампред комитета по финрынку Юрий Исаев, ко второму чтению были уточнены порядок оказания платежных услуг, требования к деятельности оператора по переводу денежных средств, платежного клирингового центра, расчетного центра, правила платежной системы.

Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры и банковские платежные агенты (субагенты), по его словам, будут обязаны гарантировать банковскую тайну.

Депутат отметил, что участниками платежной системы могут являться операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денсредств), профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, органы Федерального казначейства и организации федеральной почтовой связи. В случае заключения между операторами договора о взаимодействии участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговой контрагент и/или расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы. Участниками платежной системы могут являться международные финорганизации, иностранные ЦБ, иностранные банки.

По словам главы комитета по финрынку Владислава Резника, в законопроекте об НПС пересмотрены подходы к регулированию, сохранена заложенная действующим Гражданским кодексом система регулирования безналичных расчетов. Комитет, по словам его председателя, отказался от «переписывания» ГК.

Кроме того, нормативные акты Банка России были «подняты» на уровень закона.

При подготовке ко второму чтению были уточнены понятия электронных денег и перевода электронных денег, предусмотрен новый вид «облегченных» лицензий, выдаваемых ЦБ в данной сфере.

Резник отметил, что международные платежные системы смогут использовать услуги операционных центров, находящихся за границей. В России должны быть зарегистрированы расчетный и платежный клиринговые центры, деятельность которых будет регулировать ЦБ. По словам депутата, международные платежные системы должны будут утверждать правила у ЦБ РФ и обеспечивать бесперебойность услуг. При этом все платежные системы, в том числе международные, обязаны будут раскрывать информацию по тарифам.

При подготовке законопроекта ко второму чтению в нем были заложены основы регулирования так называемых мобильных платежей, которые отсутствовали в тексте законопроекта в первом чтении, в частности, законопроектом предлагается создать условия для использования мобильного телефона в качестве устройства для осуществления различных платежей. Резник считает, что со временем пластиковые карты исчезнут и появятся платежи с мобильных телефонов.

На рассмотрение Госдумы во втором чтении законопроект может быть вынесен 1 июня, в третьем чтении — 3 июня.