Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в понедельник рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О национальной платежной системе». Изменения вносятся в банковское, валютное, антимонопольное, налоговое, таможенное, бюджетное законодательство, законодательство о рынке ценных бумаг, о защите прав потребителей и др.

В частности, в закон «О банках и банковской деятельности» вносятся изменения в части закрепления прав кредитных организаций по переводу денежных средств в рамках платежных систем, а также в части создания небанковских кредитных организаций, осуществляющих перевод денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

В закон «О страховании вкладов физлиц в банках РФ» вносятся изменения, исключающие из сферы распространения данного закона электронные денсредства.

В закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» вносятся изменения в части неприменения моратория, невозможности отказа от исполнения обязательств, признания недействительной сделки кредитной организации — участника платежной системы, центрального клирингового контрагента, расчетного центра платежной системы, по которой кредитная организация несет обязательства в результате определения позиций на нетто-основе в рамках платежной системы.

В законе «Об исполнительном производстве» предлагается запретить обращение взыскания на денежные средства гарантийного фонда платежной системы по обязательствам оператора платежной системы, центрального платежного клирингового контрагента или участника платежной системы соответственно.

В закон «О защите конкуренции» вносятся изменения, уточняющие сферу совместного рассмотрения дел с включением организаций, являющихся операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с законом об НПС.

В закон «О рынке ценных бумаг» вносятся изменения, направленные на обеспечение взаимодействия ФСФР и ЦБ РФ при осуществлении Банком России наблюдения за платежными системами, в которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчета по сделкам с ценными бумагами.

В закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вносятся изменения, связанные с идентификацией клиентов при переводе электронных денежных средств.

В закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт» вносятся изменения, касающиеся ККТ, используемой банковскими платежными агентами (субагентами).

В Налоговый кодекс вносятся изменения, связанные с переводом электронных денежных средств. При этом устанавливается ответственность за нарушение банком обязанностей, связанных с переводом электронных денсредств. За несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для перевода электронных денег, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа предусмотрен штраф в размере 40 тыс. рублей. За предоставление права таким лицам использовать корпоративные электронные средства платежа для перевода электронных денсредств без предъявления ими свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговый орган или предоставление данного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица будет взыскиваться штраф в 20 тыс. рублей.

За исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, предусмотрено взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тыс. рублей.

За неправомерное неисполнение банком в установленный срок поручения налогового органа на перевод электронных денег установлен штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% от не поступившей в результате таких действий суммы.

Непредставление банком справок об остатках электронных денег и переводе электронных денег в налоговый орган и/или несообщение об остатках электронных денег, перевод которых приостановлен, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения, будет наказываться штрафом в размере 10 тыс. рублей.

В КоАП вносятся изменения, устанавливающие административную ответственность за нарушение платежными агентами, в том числе банковскими и субагентами, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов. За данные правонарушения предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, для юрлиц — от 40 тыс. до 50 тыс.

За неисполнение предписания ЦБ, направленного им при осуществлении надзора в НПС, предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере 30—50 тыс. рублей, на юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс.

На рассмотрение Госдумы во втором чтении законопроект может быть вынесен 1 июня, в третьем чтении — 3 июня.