Российский рынок микрофинансирования приобретает первые признаки прозрачности. Компания «Домашние деньги» получила аудиторское заключение на отчетность по МСФО, пишет «Коммерсант» со ссылкой на ее владельца Евгения Бернштама. Как сообщалось ранее, компания также получила рейтинг от «Эксперт РА». По словам участников рынка, до сих пор ни рейтингов, ни аудированной отчетности по международным стандартам микрофинансовые компании РФ не имели.

ООО «Домашние деньги» было учреждено в 2007 году и специализируется на предоставлении населению микрозаймов (10—40 тыс. рублей) на дому на срок от нескольких недель до года. Рейтинг и аудит по МСФО нужны «Домашним деньгам» для последующего привлечения на публичном рынке 1 млрд рублей через дебютный выпуск облигаций.

Судя по уровню рейтинга («A.mfi» — «высокий уровень надежности»), компания «Домашние деньги» оценена на уровне небольшого банка, не испытывающего особых финансовых трудностей. По словам замгендиректора «Эксперт РА» Павла Самиева, такой рейтинг равнозначен рейтингу «B+» («достаточный уровень кредитоспособности») для банков.

Как указывает «Коммерсант», компания «Домашние деньги», которую с точки зрения особенностей бизнеса, по мнению экспертов, корректнее всего сравнивать с банками, делающими акцент на развитии экспресс-кредитования в торговых сетях (например, с Хоум Кредит Банком или «Ренессанс Капиталом»), по ряду показателей выглядит даже привлекательнее.

В частности, как следует из отчетности «Домашних денег» по МСФО, подтвержденной компанией BDO, при процентных доходах по выданным займам в 360,4 млн рублей (за 2010 год они составляли подавляющую часть дохода компании) процентные расходы были минимальными — всего 19,6 млн. Для сравнения: у Хоум Кредит Банка эти показатели (по МСФО за 2010 год) составили 25 млрд и 6 млрд рублей соответственно. «Большая часть фондирования привлекается компанией не с рынка или от населения по рыночным ставкам, а от собственника, который не заинтересован дополнительно нагружать компанию процентными расходами», — отмечает партнер BDO в России Денис Тарадов. В результате средняя стоимость фондирования «Домашних денег» (осуществляется за счет займов от собственника и кредитов банков всего на 253,7 млн рублей) составляет 7,7% годовых. У Хоум Кредит Банка стоимость фондирования в 2010 году была на уровне 6,2%, у «Ренессанс Капитала» — 10,6%, подсчитал аналитик «ВТБ Капитала» Роман Лучковский.

При этом у компании есть целый ряд существенных расходов, доля которых у банков, занимающихся схожим бизнесом, гораздо меньше. В частности, у «Домашних денег» очень высокий уровень резервирования под возможные потери по займам — на 31 декабря 2010 года он достиг 230,5 млн рублей, или 43% от объема портфеля (528,3 млн). «Резервы начисляются с большим запасом, максимально жестко в соответствии с требованиями МСФО, реальных дефолтов гораздо меньше — в рамках целевого уровня в 25%», — говорит финансовый директор «Домашних денег» Светлана Носова. Хоум Кредит Банк начисляет резервы на 70% просроченных ссуд, а сам уровень «плохих» кредитов по итогам 2010 года составил 6,9%. Впрочем, и просроченными банк считает кредиты с неплатежами свыше 90 дней, в то время как «Домашние деньги» начинают резервирование с первого дня просрочки. «Большие резервы, учитывая высокую рискованность этого бизнеса, я бы считал скорее плюсом, чем минусом», — говорит Тарадов.

Наибольшую статью расходов «Домашних денег» (264,2 млн рублей, что «съедает» почти 50% доходов) составляют расходы на персонал. У того же Хоум Кредит Банка эти расходы существенны, но все же меньше процентных (4,4 млрд против 6 млрд рублей). «Рост этой статьи расходов связан с развитием бизнеса, созданием инфраструктуры в регионах, в то время как банки уже прошли этот этап, — объясняет Носова. — Кроме агентов, выезжающих на дом и работающих за комиссии, у нас есть штатные сотрудники-супервайзеры, которые, пока не выдан более или менее значительный объем кредитов в регионе, фактически создают расходы, не покрываемые доходами».

В результате всех этих особенностей бизнеса на текущий момент «Домашние деньги» по МСФО являются убыточными — 131 млн рублей по итогам 2010 года. Такой результат плановый, уверяют в компании, и является прямым следствием активных инвестиций в развитие бизнеса. Выйти на операционную прибыль компания, по словам Носовой, планирует в III квартале 2011 года, на самоокупаемость — во второй половине 2012-го. Таким образом, срок окупаемости микрофинансового бизнеса в РФ составляет около пяти лет, делает вывод «Коммерсант».