Банк «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС Банк) получил представление прокуратуры за рассылку предложений оформить кредитную карту без согласия получателя, пишет в пятницу газета «Коммерсант». Банк сослался на действия своих агентов, которые производили рассылку от его имени. Менять модель работы ТКС Банк не намерен, однако в отношении агентов пообещал принять меры.

О нарушении законодательства о персональных данных ТКС Банком сообщила в четверг пресс-служба Мосгорпрокуратуры. Как выяснили в ходе проверки сотрудники Хорошевской межрайонной прокуратуры, банк при неустановленных обстоятельствах стал обладателем персональных данных жительницы столицы, которая получила по почте предложение оформить кредитную карту ТКС Банка. Согласно закону «О персональных данных», их обработка может осуществляться только с письменного согласия субъекта персональных данных. По мнению сотрудников прокуратуры, действий по информированию получателя об обработке его персональных данных ТКС Банк не предпринимал, вследствие чего в адрес председателя правления банка было направлено представление об устранении нарушений закона.

В ТКС Банке взять на себя вину отказались. По словам вице-президента по маркетингу ТКС Банка Олега Анисимова, персональные данные при направлении предложений о выпуске кредитных карт обрабатывают агенты-партнеры банка от имени последнего на основании заключенных договоров. «В соответствии с указанными договорами агенты осуществляют рассылку по своим базам данных, гарантируя банку наличие письменного согласия потенциальных клиентов на обработку их персональных данных. В случаях поступления жалоб банк проводит расследования и принимает меры к соответствующим агентам или их сотрудникам, допустившим нарушения»,— отметил господин Анисимов. По его словам, в данном случае Хорошевскую прокуратуру удовлетворили эти объяснения банка, но случай этот для ТКС Банка не уникален — клиенты «периодически» выражают недовольство неожиданными предложениями оформить кредитную карту. Впрочем, в ТКС Банке не собираются в связи с этим корректировать модель бизнеса, в частности, отказываться от рассылки предложений через партнеров.

«Само по себе направление предложения оформить кредитную карту без согласия получателя не является нарушением закона о защите прав потребителя»,— указывает начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Нарушается лишь закон «О персональных данных» — при их обработке без согласия клиента. Однако, по словам партнера юридической фирмы Lidings Андрея Зеленина, ссылка на договор с агентом в таком случае является для банка довольно весомым аргументом, нужно лишь доказать, что банк действительно принял меры для того, чтобы убедиться в законности действий агентов. «Получатель рассылки, конечно, может потребовать с банка через суд возмещения морального вреда, однако доказать, что такие письма предоставили их получателю неудобство, будет довольно сложно»,— указывает он.