Компания «Яндекс», недавно успешно разместившая часть своих акций на бирже NASDAQ в Нью-Йорке, раскрыла условия, на которых государственный Сбербанк владеет ее «золотой акцией». Выяснилось, что бумага, проданная в 2009 году за символический 1 евро, дает государству довольно широкие полномочия в области контроля за акционерным капиталом и активами компании. Об этом сообщает РБК.

Благодаря «золотой акции» Сбербанк может блокировать продажу Yandex своих ключевых активов, в частности российской компании «Яндекс», а также поправки в устав, изменяющие права владельца «золотой акции», пишет CNews со ссылкой на опубликованные на SEC материалы компании.

Начиная с августа 2009 года любой акционер, скупивший более 25% от уставного капитала или голосов компании, обязан через совет директоров запросить у Сбербанка разрешение на владение такой долей. В случае отрицательного ответа совет директоров принимает решение о продаже доли акций, превышающей 25%, одному или нескольким инвесторам по рыночной цене либо на фондовой бирже.

При этом сам Сбербанк не вправе самостоятельно кому-либо передавать «золотую акцию» либо закладывать ее. В случае же если Центробанк или российское правительство перестают контролировать Сбербанк (сейчас ЦБ РФ владеет 57,6% акций Сбербанка), совет директоров Yandex изымет у него «золотую акцию» и передаст ее другой подконтрольной правительству структуре, не связанной с конкурентами «Яндекса».

«Золотая» (она же приоритетная) акция «Яндекса» не дает Сбербанку права на место в совете директоров или участие в принятии решений, влияющих на операционную деятельность компании, отдельно уточнили в пресс-службе интернет-холдинга.

CNews напоминает, что если Yandex путем выдачи «золотой акции» Сбербанку РФ достиг неформальной договоренности с властями об отсутствии ограничений на иностранные инвестиции, то другая российская интернет-компания — Mail.ru Group — решила самостоятельно их ввести. Устав компании запрещает какому-либо не российскому акционеру распоряжаться более чем 35% голосов (этого предела уже достиг южноафриканский холдинг Naspers), а в совокупности акционеры, не являющиеся россиянами, не могут распоряжаться более чем 45% голосов.

Основанный в 1997 году «Яндекс» на данный момент является седьмой по величине поисковой системой в мире. В 2010 году его доля в поисковых запросах в Рунете впервые за четыре года превысила 60%. 19 мая 2010 года компания запустила англоязычную версию своей поисковой системы на домене yandex.com и таким образом вышла на международный уровень. Чистая прибыль «Яндекса» за 2010 год составила 134,3 млн долларов, выручка — 439,7 млн.