Банки и платежные агенты, используя банкоматы и терминалы в качестве носителей рекламно-информационного контента, нарушают закон об авторском праве. Так считают в компании «Элит Продакшн Плюс», владельцы которой требуют от банков либо отказа от размещения рекламно-информационных сообщений, либо выплаты роялти.

Как поясняет газета «Маркер», компании «Элит Продакшн Плюс» принадлежит исключительное право на технологию донесения любой распространяемой через банкоматы и терминалы информации, не связанной с платежными операциями. По словам представителей компании, сама идея использовать платежные системы в качестве рекламных носителей была зарегистрирована «Элит Продакшн Плюс» в установленном законом порядке еще в 2002 году. «На основании данной идеи была разработана технология, патент на которую мы получили в 2008-м. Она называется «Система управления комплексом платежно-сервисных или информационных терминалов с рекламно-информационным контентом», — отмечают представители фирмы.

Речь идет о размещении рекламы на экранах платежных систем в любом виде: это может быть отдельное окно с непрерывным роликом, всплывающие окна, надпись или бегущая строка. «Под исключительное право попадают все рекламные сообщения об услугах других организаций, распространяемые через платежные системы. Но не только. Например, реклама через банкомат услуг банка, когда помимо сообщений о возможности проведения тех или иных операций представлена информация о выгодных условиях, тарифах», — пояснили «Маркеру» в «Элит Продакшн». При этом в компании отмечают, что за размещение рекламы собственники банкоматов и терминалов получают прибыль — «за 10 секунд эфирного времени в среднем 3 тысячи рублей».

Как стало известно газете, владелец патента разослал в большинство крупных банков письмо с требованием прекратить использовать незаконным путем результаты интеллектуальной собственности. «После этого какие-то банки сняли рекламу, какие-то вышли на переговоры, которые шли достаточно тяжело и напряженно», — отмечают представители «Элит Продакшн Плюс». Фирме удалось заключить ряд соглашений с банками и владельцами терминалов. Но большинство просто проигнорировали ее обращение. Источник в Пробизнесбанке подтвердил изданию, что несколько месяцев назад банк получал письмо с подобными претензиями: «Всем банкам разослали. Соглашение не заключали, поскольку сегодня почти все распространяют рекламы таким способом». То же самое заявили и в других крупных банках.

«Элит Продакшн Плюс» в свою очередь в качестве рычагов воздействия на банки использует правоохранительные органы и суды. «Банки отказываются представить документы, на основании которых используют нашу технологию. Поэтому через суды и правоохранительные органы пытаемся призвать к порядку», — заявляют в компании. По заявлению руководства «Элит Продакшн Плюс», в ряде банков, в том числе в Сбербанке, в настоящий момент идут проверки ОБЭП на предмет незаконного применения технологии, запатентованной фирмой. Кроме того, компания подала в суд на Райффайзенбанк. В иске совладелец «Элит Продакшн Плюс» Тина Панова просит суд запретить банку использовать технологию по демонстрации рекламно-информационного контента. «ОАО «Элит Продакшн Плюс» принадлежит исключительное право на данную полезную модель, зарегистрированную в госреестре полезных моделей и удостоверенную патентом», — говорится в исковом заявлении. Не исключено, что в случае победы истца с аналогичными претензиями столкнутся другие банки.

Юристы отмечают, что требования «Элит Продакшн Плюс» вполне могут быть удовлетворены судом, но только в том случае, если истец сможет доказать использование банками конкретной технологии — к примеру, всплывающих окон на экране. «Если они запатентовали конкретную технологию, то применение этой конкретной технологии можно рассматривать как нарушение», — говорит глава юридической фирмы Вадим Колосов. Но запретить банкам размещать рекламу в банкоматах и терминалах не удастся, даже если допустить, что идея рекламы в платежных системах и была запатентована компанией. «Претензии касаются применения технологии, но это не исключает использования самой рекламы в банкоматах», — отмечает управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. «Идея и ноу-хау по закону не подлежат регистрации, поэтому подобная формулировка — правовая профанация. Либо подобные услуги были оказаны сомнительной конторой», — объясняет Колосов.