Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу призвал в среду парламент страны проголосовать за среднесрочную 28-миллиардную программу бюджетных сокращений и повышение налогов, передает РИА Новости. «Мы должны спасти страну любой ценой», — сказал он.

ЕС и МВФ требуют от Афин новых сокращений, чтобы продолжить 110-миллиардную кредитную поддержку. «Мы должны принять сложные решения. Все, что я делаю, я делаю потому, что считаю это необходимым для Греции и греков», — заявил Папандреу.

Правящая левоцентристская партия ПАСОК имеет 155 депутатов в парламенте, для принятия законопроекта требуется 151 голос из 300. Лишь один депутат ПАСОК объявил, что проголосует против, и один депутат оппозиции открыто поддержал законопроект, нарушив партийную дисциплину. Голосование, как ожидается, состоится в ближайшие минуты.

Справка Банки.ру

Экономика Греции в начале 2000-х была одной из самых успешных в Европе. В период с 2000 по 2007 год прирост составлял 4,2%. Инвестиции текли в страну, процентные ставки снижались. Падение доходности по облигациям позволяло правительству обслуживать большой бюджетный дефицит.

В действительности высокий уровень государственного долга — результат социальной политики и структуры экономики Греции начиная с 1974 года, когда была изгнана военная хунта и установилась демократия. Именно тогда были созданы рабочие места в общественном секторе, повышены пенсии, другие социальные выплаты. Уже в 1993 году общий размер госдолга равнялся валовому внутреннему продукту. И только девальвация национальной валюты помогла тогда обслуживать эту задолженность. После 2001 года Греция вошла в зону евро. Что, опять же, способствовало снижению процентных ставок и спасало правительства от финансовых трудностей.

Греческая индустрия базируется на двух основных отраслях: морские перевозки и туризм. Мировой финансовый кризис затронул обе. Причем уровень падения только за 2009 год составил порядка 15%.

В то же время руководство Греции, для того чтобы вписываться в экономические нормативы еврозоны, предоставляло не вполне правильную статистику. Так, согласно официальным данным, бюджетный дефицит составлял 6%, но реально его значение сначала было пересмотрено в сторону повышения до 8%, потом — до 12,7%, а в конце концов — до 13,6% ВВП. В результате создалась ситуация, когда общий уровень дохода, то есть все поступления правительства Греции в 2010 году, составил около 84 млрд евро, расходы — 106 млрд, бюджетный дефицит — 23 млрд. А размер национального долга достиг к сегодняшнему дню 350 млрд.

У таких стран-заемщиков, как США, есть возможность финансировать бюджетный дефицит за счет дополнительной эмиссии. У Греции его нет. Она входит в зону евро и может выпускать по договору не более 2% от общего объема этой валюты. А еще возможность расплачиваться по текущим долгам стимулирует рост национальной экономики, дающий надежду на увеличение поступлений в будущем. Но результат 2010 года для Греции — минус 5% от валового национального дохода.

Большинство рейтинговых агентств уже снизили суверенный рейтинг Греции: Fitch — до «B+» (долгосрочный) и до «B» (краткосрочный), ожидания — «негативные»; Moody’s — до «Caa1», прогноз — «негативный»; Standard & Poor’s — до «CCC» (внутренний) и «CCC» (внешний), ожидания — тоже «негативные». Все это ведет к росту процентных ставок по новым заимствованиям.

Единственный выход из создавшейся ситуации — сокращение расходов. Но социальная ситуация в Греции складывается более чем серьезная. Уровень безработицы — один из самых высоких в Европе: 16,2%. А еще в общей сложности 20% населения живет за официальной чертой бедности. То есть снижать расходы на социальные программы в настоящее время проблематично.