Российские предприниматели негативно оценивают текущий бизнес-климат страны, но ожидают его улучшения в ближайшие полгода. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского исследования «Траст Индекс МСБ» (совместный проект Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), рейтингового агентства «Эксперт РА» и банка «Траст»), проведенного в апреле — мае 2011 года. Текущее значение индекса составило 76 пунктов из 200 возможных, а прогнозное — 83 пункта, сообщается в совместном пресс-релизе организаторов проекта.

Существенное влияние на состояние малого и среднего бизнеса оказывают экономическая специфика регионов и отраслевая составляющая. Самые слабые оценки текущего бизнес-климата дали предприятия Северо-западного федерального округа. Наиболее оптимистичны столичные компании, а также предприятия Приволжского и Северокавказского федеральных округов. «Важную роль в этих регионах традиционно играют вливания из федерального бюджета в рамках подготовки к Универсиаде в Казани и подъем экономики на Северном Кавказе», — отмечает Надия Черкасова, председатель правления НБ «Траст».

Наиболее оптимистично текущее и прогнозное состояние бизнес-климата оценивают предприятия сельского хозяйства и структуры, работающие на рынке недвижимости. «Позитивное настроение первых является результатом реализации государственных программ по поддержке аграриев в 2010 году. А самые негативные оценки бизнес-климата дали предприятия отрасли транспорта и связи, что объясняется ростом цен на топливо и тарифов за пользование инфраструктурой», — поясняет Черкасова.

Предприниматели высоко оценивают уровень доступности инфраструктуры и финансирования, однако их влияние на общее состояние бизнес-климата незначительно. «Позитивные оценки в отношении финансовых ресурсов объясняются прежде всего активной работой кредитных организаций с предприятиями МСБ. Высокая ликвидность и стремление к диверсификации портфеля стимулируют банки к развитию данного направления деятельности», — анализирует результаты заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев.

Рост цен на издержки производства и уровень инфляции воспринимаются предпринимателями наиболее негативно, что отражает реакцию МСБ на удорожание энергоносителей, услуг естественных монополий и на увеличение ставок страховых взносов. «Низкие оценки индекса означают, что предприниматели расценивают рост издержек производства как главный сдерживающий фактор своего развития, — комментирует результаты исследования Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ. — Примечательно, что, несмотря на декларируемую важность развития инноваций в России, отечественный малый и средний бизнес не считает их внедрение приоритетным фактором развития».