Наблюдательный совет НП «Совет рынка» (регулирует оптовый и розничный рынки электроэнергии) одобрил концепцию введения системы финансовых гарантий на оптовом рынке, пишет в понедельник газета «Коммерсант». Как пояснил изданию глава НП Дмитрий Пономарев, «ввести в действие систему идеально было бы с 1 января 2012 года, когда будет выход новых участников на оптовый рынок». До 1 сентября этого года рабочая группа должна предоставить драфт положения о фингарантиях, добавил он. Финансовые гарантии должны обеспечить регулярность платежей и снизить риск роста задолженности покупателей электроэнергии.

Концепция предполагает два варианта фингарантий: безотзывную банковскую гарантию либо поручительство со стороны генкомпании, продающей электроэнергию на оптовом рынке. Последний вариант предназначен в первую очередь для энергосбытов, аффилированных с генераторами. Банковские гарантии, согласно концепции «Совета рынка», должны предоставляться на объем среднемесячной покупки электроэнергии участника оптового рынка. От банка требуется наличие уставного капитала в размере не менее 5 млрд рублей, рейтинг международных рейтинговых агентств, участие в системе страхования вкладов и наличие договора с ОАО «ЦФР», обеспечивающего прохождение платежей на оптовом рынке. НП предлагает «льготный подход», говорит Дмитрий Пономарев: «Если потребитель платит в соответствии с регламентом, то у него нет необходимости в предоставлении фингарантий, если он пропускает какой-то платеж, то от него потребуют гарантию». Но из 220 компаний, приобретающих электроэнергию на оптовом рынке, в 2011 году просрочек платежей не было только у 40.

Среднемесячный объем обязательств на оптовом рынке в 2012 году НП оценивает в 65 млрд рублей, банковскую гарантию — в 4% годовых. Общие платежи банкам за год должны составить до 2,6 млрд — это около 0,1% в конечной цене электроэнергии. При этом предполагается, что для гарантирующих поставщиков (основных региональных энергосбытов) платеж за банковскую гарантию может быть включен в регулируемую маржу — сбытовую надбавку, утверждаемую ФСТ и региональными энергетическими комиссиями.

Задолженность покупателей на оптовом рынке стабильно росла до весны 2010 года, когда она составила порядка 35 млрд рублей. Сейчас она находится на уровне 28,6 млрд, большая часть (свыше 70%) приходится на объединенную энергосистему юга, то есть в основном на накопленные за несколько лет неплатежи потребителей в национальных республиках Северного Кавказа. При этом неплатежи на розничном рынке электроэнергии значительно выше — 32,7 млрд. Но пока, по словам Пономарева, система фингарантий не распространяется на розницу.

Нынешний вариант системы фингарантий имеет высокие шансы на утверждение. «Принципиальных разногласий пока нет», — говорит Пономарев. В НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний газете заявили, что поддерживают введение механизма фингарантий, поскольку это позволит подтверждать финансовую состоятельность участников. В КЭС говорят, что компанию устроит любая схема, которая приведет к стопроцентной оплате электроэнергии.

Но главным вопросом станет то, как необходимость получения фингарантий отразится на небольших энергосбытовых компаниях, за которыми не стоят крупные энергохолдинги. Пономарев соглашается с тем, что возможен риск того, что мелким участникам оптового рынка будет сложнее договориться с банками о предоставлении гарантии. Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что проблемным участникам рынка, задерживающим платежи, будет сложно договориться с банками, от них могут потребовать более высокий процент или перевод части своих счетов в эти банки. «При учете более высокого процента в тарифах энергосбытов ее (финансовой гарантии. — Прим. ред.) влияние на конечные цены на электроэнергию может оказаться значительнее, чем полагает «Совет рынка», — поясняет эксперт.

Кроме того, не исключено, что получение банковских гарантий может затянуть введение системы. Ее запуск растянется на два периода, поясняет Пономарев. Первым этапом будет подготовка нормативных и технологических условий для запуска фингарантий на оптовом рынке. Второй этап — это переговоры участников с кредитными организациями. Господин Пикин добавляет, что длительный переходный период потребуется и для заключения договоров банков с ЦФР.