Людей, которые делают какие-либо сбережения, среди жителей российских городов по-прежнему большинство и даже больше, чем раньше. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Потребительские и сберегательные настроения россиян», проведенного Хоум Кредит Банком совместно с исследовательским холдингом «Ромир».

В ходе исследования, целью которого было выяснить, как респонденты распоряжаются своими денежными средствами, на что тратят, какими инструментами сбережения пользуются, были опрошены 1 тыс. человек.

Респонденты являются участниками онлайн-панели «Ромир», жителями городов России в возрасте от 18 до 50 лет. Доля тех, кто делает сбережения, составила 82%.

«Макроэкономическая ситуация и опросы широких слоев населения говорят о том, что в России сейчас царят потребительские, а не сберегательные настроения. Однако отдельные тренды, например ожидаемое снижение инфляции до 6,5—7,5%, свидетельствуют о возможном росте сберегательных настроений во второй половине текущего года. Проведенный нами совместно с исследовательским холдингом «Ромир» опрос подтверждает, что среди жителей городов, имеющих постоянный доступ в Интернет, налицо высокий интерес к депозитным продуктам и банковским онлайн-сервисам, который будет продолжать расти», — отметил председатель правления Хоум Кредит Банка Иван Свитек.

В качестве инструментов сбережения наибольшей популярностью пользуются банковские вклады (68%), наличные рубли (54%) и наличная валюта — доллары США и евро (25%). Далее по популярности идут изделия из драгметаллов и золото (15%), а также финансовые инструменты — ценные бумаги (10%) и ПИФы (7%).

По сравнению с прошлым годом число людей, сберегающих деньги, увеличилось. Согласно результатам исследования, в 2010 году только 74% опрошенных копили средства. А вот предпочтения по инструментам сбережения остались практически без изменений — ранее банковские вклады (64%), наличные рубли (51%) и наличная валюта (24%) были основными способами хранения средств.

Женщины чаще отдают предпочтение сбережениям в форме ювелирных изделий и антиквариата — 16% и 4% соответственно против 14% и 4% у мужчин. Мужчины в отличие от женщин чаще предпочитают вкладывать деньги в бизнес (8% против 5% у женщин) и в различные виды накопительного страхования (7% и 4% у мужчин и женщин соответственно).

Опрос также выявил зависимость между уровнем образования и выбираемыми инструментами инвестирования. Респонденты со средним и средним специальным образованием чаще, чем респонденты с высшим образованием, делают сбережения в наличных рублях (55% против 52%), в то время как участники опроса с высшим образованием значительно чаще выбирают такие инструменты, как банковские вклады (70% против 62%).

77% респондентов сберегают до 30% своих доходов. Женщины демонстрируют меньшую склонность к сбережениям, чем мужчины, — 80% женщин сберегают менее 30% доходов против 75% мужчин.

Вопрос, посвященный степени доверия к различным инструментам сбережения, выявил противоречие между реально используемыми способами сбережения и теми, которым доверяют респонденты. Так, если показатели по банковским вкладам коррелируют с популярностью этого инструмента (40% доверяют банковским вкладам), то вторыми по надежности следуют изделия из драгметаллов, золото и ювелирные украшения (28%), которые в структуре сберегательных активов респондентов занимают лишь четвертое место. На третьем и четвертом местах по надежности — наличные рубли (24%) и валюта (20%) соответственно.