Банк России намерен ужесточить формирование резервов по кредитам для юрлиц в офшорах или не ведущих реальную деятельность. Об этом говорится в проекте его указания «О внесении изменений в положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Проект опубликован на сайте Центробанка для обсуждения с банковским сообществом.

В частности, регулятор предлагает банкам во внутренних документах описать правила определения реальности деятельности заемщика-юрлица в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг. Ссуды, предоставленные заемщикам-юрлицам (резидентам и нерезидентам), не осуществляющим реальную деятельность либо осуществляющим ее в незначительных объемах, несопоставимых с размером ссуд, классифицируются не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 35%.

При формировании резервов по ссудам, предоставленным заемщикам — резидентам офшорных зон, резерв формируется в максимальном размере исходя из размера резерва, необходимого к формированию в соответствии с требованиями указания ЦБ № 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон», и размера резерва, необходимого к формированию в соответствии с требованиями настоящего положения. При этом применяются только требования того нормативного акта, в соответствии с которым резерв формируется в максимальном размере. Максимальный размер резерва по офшорам — 50%.

В приложении ЦБ указал минимальный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах. Среди таких обстоятельств — отсутствие у заемщика собственных либо арендованных в установленном порядке основных средств, необходимых для осуществления деятельности; непредставление заемщиком по запросам банка отчетности, передаваемой им в налоговые органы и органы статистики; непредставление заемщиком по запросам банка выписок по банковским счетам, открытым в других банках; отсутствие информации о внесении налоговых платежей заемщиком в бюджеты различных уровней либо их несущественный характер; осуществление заемщиком операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер); использование заемщиком при проведении платежей IP-адреса, совпадающего с IP-адресом иных клиентов банка; отсутствие заемщика по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или по заявленному им фактическому месту нахождения; осуществление операций по доверенности на постоянной основе лицами, не являющимися сотрудниками заемщика; исполнение одним лицом обязанностей единоличного исполнительного органа в нескольких организациях, в том числе организации-заемщике; регистрация заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц согласно данным, размещенным на официальном сайте ФНС, и т. п.

Предполагается, что указание вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».