Взрывной рост числа обращений граждан в суды первой инстанции с исками к кредитным организациям требует скорейшего внедрения паспорта кредита и создания эффективно работающего института медиации в финансовой сфере. С таким заявлением выступил президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолий Аксаков.

Как сообщалось ранее со ссылкой на данные Верховного Суда РФ, количество поступивших жалоб на финансово-кредитные организации в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009-м более чем в четыре раза — с 23,8 тыс. до 101 тыс. дел. Такой бурный рост не наблюдается больше ни по одной категории дел, отмечают эксперты.

По мнению Аксакова, эти данные говорят о том, что для потребителей по-прежнему остаются неясными многие положения кредитных договоров. Недостаток информации создает почву для конфликтов и обращений в суд. Решить данную проблему можно путем внедрения паспорта потребительского кредита, считает президент АРБР.

По его словам, с точки зрения заемщика паспорт кредита обеспечивает прозрачность любого кредитного договора, а также возможность быстро и легко провести сравнение кредитных продуктов разных банков — достаточно положить рядом два паспорта и сравнить основные параметры.

Аксаков отметил также, что возросшая нагрузка на судебную систему требует более широкого применения альтернативных способов разрешения споров. Как показывает зарубежный опыт, эффективно работающий институт медиации способен решить во внесудебном порядке до 90% всех споров между банками и клиентами в кредитной сфере, заметил президент АРБР.

При АРБР создан центр медиации и направлены документы на его регистрацию. Первоначально, по мнению Аксакова, система медиации может быть опробована в рамках одного конкретного российского региона, например в Чувашии.