Судостроительные предприятия «Северная верфь» и Балтийский завод, чьи акции были заложены обанкротившимся Международным Промышленным Банком по кредиту ЦБ РФ, находятся под угрозой банкротства. Как сообщает «Маркер», Банк России, который в настоящее время судится за акции с их нынешними владельцами, представил суду материалы проверки заводов Счетной палатой, где основной причиной тяжелого состояния предприятий названо недостаточное финансирование оборонного заказа со стороны государства. Это, а также «недостаточно эффективное управление» со стороны правительства дало аудиторам СП основание сделать вывод, что взыскание кредиторами Межпромбанка задолженности с предприятий «может быть признано невозможным».

По данным СП, финансовое состояние «Северной верфи» и Балтийского завода остается тяжелым, несмотря на то что за последнее время в их финансово-хозяйственной деятельности прослеживаются «положительные тенденции». К примеру, объем реализованной «Северной верфью» продукции в рамках госзаказа вырос за 2010 год на 33% — до 6,6 млрд рублей (в 2009-м — 4,4 млрд). В то же время документ указывает на «негативные процессы» в деятельности предприятий: за 2009 год чистая прибыль «Северной верфи» составляла 31,5 млн рублей, а в 2010-м компания показала убыток в размере 982,6 млн. Кроме того, аудиторами выявлена «тенденция к накоплению просроченной кредиторской задолженности», что, по их мнению, и «указывает на наличие угрозы введения процедур банкротства» в отношении заводов.

Согласно отчету, заводы становятся убыточными «из-за недостаточного объема государственного финансирования». Специфика предприятий, исполняющих госзаказ Министерства обороны, заключается в длительном цикле производства. В связи с этим на начальном этапе строительства кораблей заводам необходимо авансировать размещаемые заказы на комплектующие. Цель — зафиксировать цены по основным поставкам оборудования, необходимого для выполнения заказа. Имея недостаток собственных оборотных средств, «Северная верфь» вынуждена привлекать значительные кредиты. Возмещение по ним процентов не предусмотрено в рамках программы по исполнению госзаказа. А субсидии, получаемые предприятием из федерального бюджета для частичной компенсации процентов, незначительны, указано в отчете.

Негативно могут сказаться на состоянии предприятий и планы Минобороны по формированию цен на продукцию военного назначения до 2013 года. По расчетам «Северной верфи», реализация этих планов «может привести к резкому ухудшению финансово-экономического положения завода». Также оказывает влияние на состояние заводов «недостаточно эффективное управление» со стороны государства. В частности, его представители не присутствовали ни на одном из 22 заседаний совета директоров Балтийского завода и лишь на пяти представили письменные мнения.

Балтийский завод является исполнителем одного госзаказа. «Северная верфь» — единственный исполнитель заказа по строительству фрегатов и корветов.