В РЖД подсчитали, что до 2015 года им потребуется господдержка не менее чем на 400 млрд рублей для финансирования ряда масштабных инвестпроектов. Руководство железнодорожной монополии предлагает правительству РФ взять недостающие средства из Пенсионного фонда.

Как поясняет «РБК daily», глава РЖД Владимир Якунин на прошлой неделе направил письмо (копия имеется у издания) премьер-министру Владимиру Путину с предложением направить средства Пенсионного фонда на покупку инфраструктурных облигаций железнодорожной компании. По словам Якунина, сегодня монополия не имеет источников финансирования проектов развития транспортной инфраструктуры в полном объеме. «В настоящее время российский внутренний рынок капитала пока не позволяет провести рыночное размещение облигаций на срок, сопоставимый со сроком окупаемости инфраструктурных проектов, заведомо составляющий более 15 лет. Однако, по нашим оценкам, такие источники есть, а инвестиционный потенциал внутреннего рублевого рынка является значительным благодаря средствам Пенсионного фонда», — пишет Якунин.

Какую именно сумму монополия рассчитывает одолжить у ПФР, глава РЖД не указывает, лишь отмечая, что до 2015 года монополии для финансирования инвестпроектов потребуется господдержка в размере 400 млрд рублей. Без этих денег железные дороги рискуют столкнуться с инфраструктурными ограничениями в объеме 230 млн тонн грузов в год. О том, как отреагировал на письмо премьер, «РБК daily» узнать не удалось.

В РЖД подсчитали, что суммарный объем пенсионных накоплений к концу текущего года может составить до 1,6 трлн рублей. «Это серьезный долгосрочный инвестиционный ресурс, позволяющий осуществлять вложения на срок от 15 лет и выше», — поясняет интерес к средствам ПФР Якунин. Кроме того, РЖД гарантируют возврат средств, полученных из ПФР, в течение 10 лет. По словам заместителя генерального директора по научной работе Института проблем естественных монополий Олега Трудова, инвестиции в инфраструктуру высокодоходны. «Если доход по инфраструктурным облигациям РЖД будет хотя бы незначительно превышать уровень фактической инфляции за 10 лет, то дополнительные доходы монополии от увеличения объема перевозок позволят обслуживать облигационный заем без каких-либо проблем», — отмечает он.

Иного мнения придерживается вице-президент департамента торговых операций БКС Евгений Студеникин. «С учетом значимости и масштабов строительства 10 лет, заявляемые в качестве сроков возврата инвестиций, кажутся немного оптимистичными, — полагает он. — Я думаю, что если тариф не будет существенно повышен, стоит считать 20 лет в качестве реальных сроков окупаемости проектов. Если опираться на зарубежный опыт, особенно США, Австралии, Чили, то можно говорить о 10—50 годах возврата инвестиций в зависимости от масштаба проекта, ограничения стоимости использования и т. д.».

Президент НПФ Сбербанка Галина Морозова напоминает, что к бумагам, в которые инвестируются пенсионные накопления, есть определенные требования: облигации должны обращаться на открытом рынке, входить в первый котировальный список и т. д. Когда бумаги РЖД выйдут на биржу, их свободно смогут купить все — как государственный, так и негосударственные пенсионные фонды.