Министерство финансов (Минфин) РФ считает, что суверенный рейтинг РФ недооценен. Такое мнение содержится в проекте основных направлений государственной долговой политики РФ на 2012—2014 годы, опубликованном на сайте ведомства.

«Кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами («BBB» с «позитивным» прогнозом от Fitch, «Ваа1» со «стабильным» прогнозом от Moody’s и «ВВВ» со «стабильным» прогнозом от Standard & Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена», — говорится в документе. Там отмечается, что Россия может претендовать на более высокую категорию и будет создавать предпосылки для повышения рейтинга до категории «А».

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития РФ в 2012—2014 годах, и с учетом планируемых объемов заимствований в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости страны будут по-прежнему вне опасных зон, подчеркивается в документе.

Вместе с тем по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации, отмечают в Минфине. Так, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2011 году по сравнению с 2008-м вырастут в абсолютном выражении в 2,3 раза, или в 1,4 раза в процентном отношении к расходам федерального бюджета.

Кроме того, имеются риски ухудшения макроэкономической ситуации, что соответствующим образом скажется и на показателях долговой устойчивости. В соответствии с бюджетными проектировками расчеты уровня ВВП и доходной базы федерального бюджета на период 2012—2014 осуществлены исходя из благоприятного сценария, предполагающего высокий уровень цен на нефть и их ежегодный рост: 93 доллара в 2012 году, 95 долларов в 2013-м и 97 долларов в 2014-м. Однако, учитывая фактическое нахождение нефтяных цен на уровне своих исторических максимумов, нельзя исключать также развития событий, при которых цена на нефть опустится существенно ниже уровня, заложенного в прогнозе. Возможное падение цены на нефть на 10 долларов ведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета в сумме порядка 0,5 трлн рублей и, соответственно, росту бюджетного дефицита на 1% ВВП. При таком сценарии все показатели долговой устойчивости заметно ухудшаются.

Помимо этого, отмечается в документе, весьма вероятным считается сценарий, при котором в планируемом периоде Россия может лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности — «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 года, составит 1,6 трлн рублей при условии, что цена на нефть в 2012-м не опустится ниже 93 долларов за баррель, а пополнение составит 164,0 млрд рублей. Отсутствие «подушки безопасности» существенно повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание госдолга.