Поправки, либерализующие действующую систему санкций к банкам и их сотрудникам за нарушение антиотмывочного законодательства, внесет в Госдуму во вторник член комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, пишет газета «Коммерсант». Суть изменений — в том, чтобы частично снять с ЦБ обязанность штрафовать банки и лиц, ответственных в них за борьбу с отмыванием, за технические нарушения антиотмывочного законодательства. «Этой обязанностью, от которой теперь депутаты пытаются избавить Банк России, они сами же его и наделили», отмечается в материале.

Вступившие в силу в январе поправки к закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем…» и Кодексу об административных правонарушениях предполагают, что каждая ошибка банка, в том числе техническая, карается штрафами по КоАПу вне зависимости от ее последствий. Размер штрафов варьируется от 10 тыс. рублей до 50 тыс. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. для банков за каждое нарушение. Возможности не штрафовать банки для ЦБ не предусмотрено.

Как сообщалось ранее, следствием нововведений стал шквал штрафных санкций в банковском секторе. По данным ЦБ, с января по середину июля, исполняя новые обязанности, теруправления ЦБ возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение антиотмывочного законодательства, из которых 139 — в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные — в отношении банков как юрлиц. При этом 92% всех нарушений происходят не по вине банков либо являются техническими. При этом сотрудники банков, ответственные за борьбу с отмыванием, столкнулись с риском дисквалификации. Это спровоцировало отток квалифицированных кадров в этой области.

Ранее у ЦБ не было обязанности штрафовать банки и банкиров за нарушение антиотмывочного законодательства в соответствии с КоАП. У регулятора было право, а не обязанность применять к банкам меры за нарушение антиотмывочного законодательства в соответствии с законом «О Центральном банке». Причем жесткость этих санкций определял сам регулятор в зависимости от количества и тяжести выявленных нарушений. Должностные лица банков за такие нарушения и вовсе не подлежали санкциям со стороны ЦБ.

Поправки, предложенные Аксаковым, не предполагают отменить санкции к банкам и банкирам по КоАПу. Они изменяют статью 74 закона «О Центральном банке»: в КоАПе санкции сохранятся, но их применение к сотрудникам банков в результате поправок будет определяться наличием совокупности нарушений и вины (а не ошибки) конкретных людей. Предполагается, что эта вина будет устанавливаться ЦБ по результатам проверки банка, и только после этого будет накладываться штраф. При этом в отношении банков как юрлиц Центробанку предлагается предоставить право выбора — штрафовать их по КоАПу или применять к ним иные меры воздействия по закону «О Центральном банке», не дублируя эти санкции. Сейчас возможны двойные (по закону о ЦБ и по КоАПу), тройные и так далее (со стороны разных регуляторов) санкции за одно и то же нарушение.

По словам автора поправок, в ходе внутреннего обсуждения документа с Банком России ЦБ их концептуально поддержал. Официальных комментариев на эту тему в ЦБ получить не удалось. Источники газеты, знакомые с позицией регулятора, указывают, что предложенные Аксаковым поправки действительно обсуждались, но они «решают проблему лишь отчасти, являясь компромиссным вариантом, который может несколько смягчить накалившуюся ситуацию, сдвинув кульминацию проблемы во времени». «КоАП в принципе не рассчитан для применения в отношении столь сложных хозяйственных субъектов, как банки»,— указывает собеседник издания.