Московский метрополитен отказался пересматривать предложенную взамен оплаты постфактум авансовую схему расчетов с банками, выпускающими карты с приложением для оплаты поездок. Руководство столичного метро считает неприемлемой существующую форму расчетов с банками, говорится в ответе его начальника Ивана Беседина на письмо, направленное Ассоциацией российских банков в июне. Это означает, что банки, выпускающие карты с приложением для оплаты поездок, с 1 октября будут вынуждены перейти на авансовую схему расчетов с метрополитеном, поясняет «Коммерсант».

Как напоминает издание, банковские карты с транспортным приложением, позволяющим оплачивать проезд в московском метро, появились в 2006 году. Сейчас такие услуги предлагают более 15 банков, в частности «Авангард», Газпромбанк, «Открытие», Росбанк. В начале каждого месяца со счета клиента списывается сумма, зависящая от количества совершенных за предыдущий месяц поездок. В апреле Московский метрополитен направил в 17 банков-партнеров письмо об изменении условий сотрудничества: вводится обязательство банков «в первый рабочий день месяца осуществлять авансовый платеж метрополитену, равный суммарной стоимости услуг, оказанных метрополитеном держателям карт в месяце, предшествующем предыдущему».

Количество проходов по банковским картам составляет около 1% от общего количества проходов по всем типам платных билетов в метро, указывает Беседин, но если число таких карт возрастет, а средства будут по-прежнему перечисляться постфактум, у метро может возникнуть дефицит средств. При этом банкам предлагается компромисс: метрополитен снижает тарифы при условии большого количества проходов по банковским картам, а банки переходят на предоплату.

Банкиры жест руководства метрополитена не оценили. Вице-президент СМП Банка Елена Дворовых указывает, что и сейчас такой сервис не приносит банкам прибыли, оставаясь скорее одной из услуг, повышающих лояльность клиентов. «Скорее всего, нам придется закрыть проект, ведь из разряда неприбыльных он перейдет в разряд убыточных», — соглашается директор департамента обслуживания и сопровождения розничного бизнеса Транскредитбанка Алексей Киричек.

Для потребителей банковская карта с авансовым платежом не будет иметь смысла, так как по сути ничем не будет отличаться от обычных билетов на метро, указывает начальник управления по развитию карточных кредитных продуктов блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Антон Сергунов. При этом банки просто не смогут сделать банковские карты дешевыми. «Если метрополитен не изменит своей позиции, оплата его услуг будет производиться из внутренних средств банков, так как заставить клиента заплатить за еще не оказанные услуги, скорее всего, не получится, — продолжает Дворовых. — В итоге услуга подорожает». «Очевидно, что использование банковских карт для прохода в метро просто не будет выгодно клиентам», — заключает Сергунов.

Впрочем, в нескольких банках готовы работать с метрополитеном по новой схеме. Об этом «Коммерсанту» заявили, в частности, в Банке Москвы. Старший вице-президент Ситибанка Михаил Бернер также подтвердил, что переговоры с метрополитеном ведутся. «Работа по предоплате является нормальной мировой практикой, транспортные компании не должны оказывать услуги в кредит», — полагает глава комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким.