К 2020 году каждая вторая российская семья сможет приобретать жилье с помощью ипотеки, а количество выдаваемых кредитов увеличится втрое. Такое прогноз Агентства по ипотечному жилищному кредитованию приводит в среду газета «Ведомости».

Цель стратегии развития АИЖК на 2011—2020 годы, утвержденной наблюдательным советом, — повышение доступности ипотеки, в том числе с помощью внедрения новых продуктов, и развитие инфраструктуры ипотечного рынка. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, должна вырасти с 19,8% в 2010 году до 30% в 2015-м и до 50% в 2020-м. Выдача ипотечных кредитов всеми участниками рынка должна увеличиться почти втрое — с 301 тыс. в 2010-м до 868 тыс. кредитов в 2020-м.

До 2020 года АИЖК должно внедрить на российском рынке так называемую обратную ипотеку, которая является альтернативой пожизненной ренте и предполагает выдачу банками кредитов пожилым людям под залог их жилья. Такие кредиты перечисляются определенными порциями каждый месяц как дополнительная пенсия, а гасятся после смерти заемщика, когда банк реализует его заложенное жилье или наследники умершего сами гасят выбранный им кредит. Стандарты «обратного ипотечного кредита» уже разрабатываются на базе дочерней структуры АИЖК — Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, однако когда продукт будет запущен, пока не решено, говорит начальник управления стратегического планирования АИЖК Олег Стволинский.

Второе новшество — ипотека доходных домов, предполагающая выдачу кредитов юрлицам на строительство жилья для сдачи его внаем. «Сейчас мы реализуем пилотный проект в Калужской области — предполагается, что там будут строиться объекты жилья внаем для сотрудников заводов — производителей автокомпонентов», — рассказывает Стволинский.

«Оба предлагаемых ипотечных продукта очень востребованы, — считает член набсовета АИЖК Гарегин Тосунян. — Ипотечный рынок в России еще недоразвит, и обратная ипотека, учитывая социальную остроту вопроса, не будет сразу воспринята». Однако с учетом назревшей пенсионной проблемы и того, что источников повышения доходов пенсионеров не так много, такой продукт найдет своих потребителей, полагает он.

Наиболее перспективные подразделения АИЖК планирует постепенно продавать, в том числе через IPO. Эти подразделения «будут выделяться в дочерние компании с привлечением частного капитала, включая возможность последующей продажи полностью или частично акций», указано в стратегии. Первым может быть выделен в отдельную структуру для продажи рыночным инвесторам мастер-сервис — направление деятельности АИЖК по сопровождению выданных кредитов. «После того как мы повысим его рентабельность, проведем работу по снижению издержек, внедрим более эффективные IT-решения», — уточняет Стволинский. Также запланировано привлечение инвесторов в Страховую компанию АИЖК, «которая изначально создавалась на продажу», добавляет он.