Белорусское банковское сообщество в ожидании анонсированного президентом страны окончательного решения относительно механизма стабилизации валютного рынка, которое будет озвучено им до 1 сентября, разделилось примерно поровну на сторонников и противников очередной девальвации нацвалюты. Об этом свидетельствует проведенный агентством «Интерфакс-Запад» мониторинг мнений участников рынка, которые давали свои оценки исключительно на условиях анонимности.

Сторонники очередной девальвации считают, что дальнейшее снижение обменного курса белорусского рубля поможет стабилизировать его значение на равновесном уровне и это позволит достигнуть дна, от которого обменный курс может оттолкнуться, начав свое укрепление. При этом часть экспертов считает возможным проведение очередной административной девальвации, исходя из котировок нелегального валютного рынка. В этом случае они прогнозируют практически двукратное снижение официального курса — до 9—10 тыс. белорусских рублей за 1 доллар, — рассчитывая, что данное значение курса будет естественным образом сдерживать спрос на инвалюту в условиях необходимого и реализуемого властями ужесточения монетарной политики. В качестве механизма они предлагают открыть дополнительную торговую сессию на бирже, где инвалюта будет торговаться по вновь установленному курсу при временном сохранении официального курса для целей критического импорта. После поступления достаточных средств от приватизации, которые послужат источником для валютных интервенций, на допсессии можно будет начать игру на укрепление белорусского рубля при одновременном ослаблении официального курса, что позволит со временем их сблизить и добиться унификации обменного курса.

Между тем сами эксперты, предлагающие такой механизм, констатируют, что ключевым условием запуска этого процесса должно стать поступление значительного объема внешних ресурсов — от приватизации или кредитов. Нацбанк Белоруссии оценивает минимально необходимый объем средств для интервенций в 3,5—4 млрд долларов с учетом отложенного спроса.

Основным риском такого подхода является очередной виток инфляционно-девальвационной спирали: резкий рост цен с учетом соцобязательств правительства вызовет необходимость масштабной денежной эмиссии, которая вновь усилит девальвационное давление и приведет к необходимости нового ослабления обменного курса.

Более радикальные сторонники девальвации, ссылаясь на рекомендации МВФ, выступают за свободное курсообразование во всех сегментах валютного рынка, полагая, что равновесный курс определится под влиянием спроса и предложения. Они уверены, что после первых рыночных торгов, в ходе которых обменный курс может «выстрелить» до непрогнозируемого уровня, начнется скорое укрепление белорусского рубля и естественное оздоровление экономики.

Необходимым сопутствующим условием такого механизма должно стать повышение процентных ставок до уровня, обеспечивающего их положительную доходность в реальном выражении (то есть не менее 50%) в перспективе с учетом ожидаемого скачка инфляции, и дальнейшее ужесточение монетарной политики. Неизбежным элементом данного сценария является и масштабная приватизация госсобственности по ценам, которые не будут отвечать ожиданиям властей.

Сторонники этого подхода не скрывают, что ценой такой стабилизации будет резкое снижение уровня жизни населения в краткосрочной перспективе, банкротство ряда крупных госпредприятий, резкий и, возможно, неконтролируемый рост рублевого эквивалента внешнего долга. В совокупности это может привести к росту социальной напряженности, а также к проблемам с исполнением внешних обязательств экономическими агентами.

Ряд экспертов предлагают сохранить существующее положение дел на валютном рынке: биржевые торги по распределительному принципу, дефицит валюты на внебиржевом рынке и активный черный рынок. Они констатируют, что сложившаяся ведомственная система перераспределения валютных потоков в целом удовлетворяет потребности регулируемой экономики, позволяя при этом пока сдерживать рост цен на особо чувствительные для населения позиции: жилищно-коммунальные услуги и социально значимые товары.

Издержками распределительной системы является все усиливающийся дефицит не только импортных, но и белорусских потребтоваров, которые массово вывозятся в Россию из-за вызванного уже проведенной девальвацией диспаритета цен.

Отдельные представители банковского сообщества не исключают проведения в ближайшее время в Белоруссии денежной реформы, направленной на изъятие инвалюты из наличного обращения. Ключевым содержанием такой реформы может стать административная конвертация валютных депозитов населения, сумма которых сейчас составляет 3,5 млрд долларов, с последующим приданием переведенным в рубли средствам особого статуса, например «золотых» или «валютных» рублей. Эти средства могут быть востребованы вкладчиками и потрачены ими в особых торговых зонах (аналог советской «Березки»), что позволит избежать обвинений в замораживании. Одновременно власти могли бы довести до общего правила продажу валюты населению по распределительному принципу на так называемые социальные цели, как это уже делают крупные госбанки.

Изъятые валютные средства направят на увеличение золотовалютных резервов, прирост которых позволит осуществить валютные интервенции на бирже с целью поддержания существующего значения обменного курса при расширении круга участников биржевых торгов. В случае успеха такого эксперимента со временем возможно было бы вернуть населению валютные депозиты при условии стабилизации сальдо внешней торговли и поступления средств от приватизации, достаточных для поддержания стабильного обменного курса в долгосрочной перспективе, полагают сторонники данного подхода.

Основным риском для действующей власти при использовании такого механизма станет неизбежный перевод суверенных рейтингов в спекулятивную категорию, что, согласно международным обязательствам белорусской стороны, приведет к необходимости досрочного погашения евробондов (1,8 млрд долларов) или объявления суверенного дефолта.