Роскомнадзор начал активно проверять коллекторские агентства, рассказали несколько крупных игроков этого рынка. Сейчас ведомство отмечает «нарастающее число жалоб граждан» на деятельность коллекторских агентств и банков. Если за 2010 год на них в Роскомнадзор поступило 90 жалоб, то за восемь месяцев этого года — уже 140. При рассмотрении жалоб служба проводит проверки, а при выявлении нарушений материалы направляет в прокуратуру, сообщают «Ведомости».

Самое распространенное нарушение — передача банком персональных данных клиента третьим лицам, прежде всего коллекторам, без согласия на то самого клиента. Выявив нарушение, Роскомнадзор требует его устранить. Сделать это можно двумя путями: либо получить согласие должника на передачу его персональных данных коллектору, либо — если должник заупрямится — вернуть долг банку. Банкиры в этом случае получают головную боль (иногда им проще такой долг списать), а коллекторы, выходит, теряют до 10% портфеля. Игнорировать требования Роскомнадзора небезопасно. По закону о персональных данных он может не только обратиться в суд (с иском в защиту прав субъекта персональных данных), в прокуратуру (для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и в Центробанк (для рассмотрения вопроса о приостановке лицензии), но и просто запретить нарушителю принимать и обрабатывать персональные данные, что для банка и для коллектора равнозначно остановке бизнеса.

Кроме того, если ничего не делать, у должника появляется аргумент не платить. Впрочем, пока судебного прецедента не было.