За крах целого ряда крупных кредитных организаций Банк России все-таки ответит — намеченное на осень расширение надзорных полномочий ЦБ будет сопровождаться ужесточением его ответственности за проколы, допущенные в надзоре за банками. Разработать соответствующие поправки к законодательству президент поручил Минфину и ЦБ. Впрочем, участники рынка считают, что для того, чтобы изменить ситуацию, нужна не законодательная инициатива, а политическая воля, пишет «Коммерсант».

«У нас (Минфина и ЦБ) есть поручение президента внести изменения в законодательство, которые предусматривают более серьезную ответственность надзорных органов за ситуацию на финансовом рынке», — заявил на Международном банковском форуме в Сочи заместитель главы Минфина Алексей Саватюгин. По его словам, это поручение было сделано по итогам анализа ситуации в Банке Москвы и других ситуаций в банковском секторе, которые вызвали повышенный интерес в профессиональном сообществе. Реализовано это поручение должно быть осенью, отметил господин Саватюгин. Раскрывать, какие именно поправки к законодательству будут предложены, он не стал, сославшись на то, что обсуждение этого вопроса с ЦБ — дело ближайшего будущего.

Слова Саватюгина — первое официальное заявление, сделанное властями, об ужесточении ответственности надзора за крах целого ряда банков. До сих пор подобные заявления звучали только от участников рынка. «Отчасти ответственность за те «беспределы», которые мы последний год видели в Межпромбанке, Банке Москвы, «Славянском» и Банке ВЕФК-Урал, лежит и на регуляторе — из-за того, что функция надзора не выполняется в той мере, в которой она должна была выполняться», — говорил глава ВТБ Андрей Костин на XXII съезде Ассоциации российских банков. Только санация Банка Москвы будет стоить государству почти 300 млрд рублей, отзыв лицензии у АМТ-Банка и банкротство банков так называемой группы Матвея Урина уменьшили фонд страхования вкладов более чем на 20 млрд рублей. Межпромбанк, признанный банкротом в конце прошлого года, остался должен кредиторам более 80 млрд рублей, из них свыше 30 млрд — самому ЦБ по невозвращенному кредиту.

Представители Банка России, комментируя крах всех перечисленных банков, указывали на то, что происшедшее с ними — следствие недостаточных надзорных полномочий ЦБ, самым критичным из которых, по мнению регулятора, является крайняя ограниченность права Банка России на вынесение мотивированного суждения. Поручения президента о расширении полномочий ЦБ в части применения мотивированного суждения были даны еще в 2010 году. Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме и этой осенью должен быть принят. В такой ситуации ужесточение ответственности надзора за происходящее в финансовом (в частности, в банковском) секторе логично и призвано компенсировать грядущее расширение полномочий регулятора.

Впрочем, по мнению участников рынка, законодательно закрепленной ответственности у ЦБ и сейчас достаточно. «В законодательстве прописана ответственность ЦБ за свои надзорные действия или бездействие, и она такая же, как и у других российских госорганов: гражданско-правовая, административная и даже уголовная в отношении должностных лиц, — указывает партнер компании «Делойтт», экс-зампред ЦБ Дмитрий Тулин. — Любое юридическое или физическое лицо, которое считает себя пострадавшим от действий или бездействия регулятора, вправе привлечь к ответственности сам ЦБ или его сотрудников, обратившись с соответствующим заявлением в суд или (в определенных случаях) в правоохранительные органы».