Положения о введении уголовной ответственности в отношении топ-менеджеров финансовых компаний, в том числе банков, исключены из доработанного Минэкономразвития проекта закона, касающегося банкротства кредитных организаций. Прежняя версия документа предполагала, в частности, наказание вплоть до лишения свободы за служебный подлог (внесение в документы организации заведомо ложных данных) и халатность со стороны банковских управленцев.

Как стало известно «Маркеру», новую версию законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и иные законодательные акты РФ в части совершенствования процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций, усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства» Минэкономразвития направило в августе в правительство. Документ был доработан с учетом «принципиальных замечаний правового характера», полученных из администрации президента, в частности его государственно-правового управления.

Из текста законопроекта исключены положения, предполагающие внесение изменений в Уголовный кодекс. В них речь шла о введении ответственности за неправомерные действия со стороны «лиц, выполняющих управленческие функции» в финансовых организациях. При этом уголовно наказуемыми признавались такие деяния, как служебный подлог и халатность. Недобросовестным управленцам в первоначальном варианте поправок грозило лишение свободы сроком до пяти лет.

Согласно прежней версии проекта, внесение менеджерами в документы, включая отчетность, заведомо ложных данных расценивалось как служебный подлог в двух случаях. Во-первых, если подобные деяния совершены из корыстных целей (или иной личной заинтересованности) и «причинили существенный вред законным интересам» самой организации, ее клиентам или государству. Во-вторых, если деяния совершены в течение одного года до признания организации банкротом.

При этом «существенным искажением содержания документов» считались случаи, которые влекут сокрытие от регулирующих органов и кредиторов компании признаков ее банкротства. Сюда относятся и ситуации сокрытия сделок, которые могут повлечь их возникновение. За такие деяния была предусмотрена ответственность в виде штрафа (в размере до 80 тыс. рублей или равного доходу осужденного за период до шести месяцев), либо исправительных работ, либо ареста, вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. Под халатностью, согласно прежней версии проекта, подразумевалось неисполнение либо ненадлежащее исполнение управленцем его обязанностей. Речь опять идет о тех случаях, когда причинен существенный вред. За данное нарушение был предусмотрен штраф (в размере до 120 тыс. рублей или равный доходу осужденного за период до одного года), либо исправительные работы, либо арест (на срок до трех месяцев). За то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, могло грозить лишение свободы на срок до трех лет.

Сегодня в Уголовном кодексе не содержится положений, предусматривающих ответственность за совершение подобных неправомерных действий. В прежнем варианте законопроекта пояснялось, что предполагаемые изменения призваны «устранить соответствующий пробел». Также они должны были способствовать «повышению эффективности применяемых мер», которые направлены на предотвращение недостоверной отчетности финансовыми организациями. В результате это позволило бы «повысить степень защиты клиентов данных организаций и впоследствии увеличить степень доверия к банковской и финансовой системе в целом».