Росфинмониторинг согласовал послабления в закон «О противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем», рассказал начальник управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Виталий Чернов на банковском форуме в Сочи. «Мы учли в проекте поправок к закону 115-ФЗ пожелания участников банковского рынка по дифференциации ст. 6 этого закона по сделкам», — сообщил он. За этой малозначительной на первый взгляд формулировкой кроется одно из важнейших для банков послаблений антиотмывочного законодательства. Речь — о поправках, освобождающих банки от предоставления в Росфинмониторинг информации по сделкам с недвижимостью, драгметаллами и лизинговым сделкам, пояснил «Коммерсанту» Чернов. Именно эта обязанность стала наиболее обременительной для банков в последнее время, спровоцировав масштабный рост штрафных санкций к банкам и сотрудникам, отвечающим за борьбу с отмыванием, и отток квалифицированных кадров в этой сфере.

Дело в том, что исполнить в срок обязанность информировать Росфинмониторинг о таких сделках банки в большинстве случаев попросту не могут, поскольку полностью зависят от оперативности как клиентов, так и регистрирующих органов. «С учетом того, что банки в силу объективных причин получают информацию о подобных сделках с опозданием, а значит, все время нарушают сроки уведомлений, отмена этого требования уже давно назрела, — отмечает начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа Банка Ирина Мусорина. — Мы постоянно указывали в примечаниях к отправляемым сообщениям, что получили эту информацию такого-то числа, но примечания никто не читает, и потом мы получаем новые запросы и вынуждены писать новые ответы с объяснениями, это очень затратно». При этом с нового года за опоздание даже не по своей вине им благодаря вступившим в силу поправкам к КоАП положен штраф со стороны ЦБ, причем не штрафовать банки ЦБ не может. Проблему усугубляет то, что штраф по КоАП накладывается не только на банк как на юрлицо, но и на ответственного сотрудника, который не только несет финансовые потери, но и рискует быть дисквалифицированным за технические нарушения, которых он даже не совершал. Как ранее сообщала газета, такое ужесточение ответственности уже привело к росту штрафной нагрузки на банки и оттоку квалифицированных кадров.

По сведениям издания, одобрение этой поправки со стороны Росфинмониторинга переводит ее в статус поправки, полностью согласованной межведомственной комиссией. Теперь изменения в ст. 6, бывшие объектом межведомственного спора в течение нескольких лет, осталось внести в Госдуму и принять. После этого информацию о соответствующих сделках Росфинмониторинг будет получать непосредственно от их участников, а не от посредников в лице банков.

Впрочем, на столь значимую для банков уступку Росфинмониторинг пошел не просто так. «Вместе с послаблениями в ст. 6 по сделкам мы предлагаем изменить ст. 7 в части усовершенствования порядка, по которому банки отвечают на наши запросы», — сказал Чернов, не сообщив дальнейших подробностей. По сведениям источников, знакомых с ситуацией, инициатива Росфинмониторинга состоит в попытке существенного расширения круга информации, которую это ведомство может запрашивать у банков. Сейчас такие запросы могут направляться в банки только для уточнения сведений по тем операциям, о которых банки Росфинмониторинг и так информируют.

«Проблема заключалась в том, что Росфинмониторинг запрашивал более широкий круг данных, чем позволяет закон. По закону банк имеет право по запросу дать информацию, относящуюся или к подозрительным операциям, или к операциям, подлежащим обязательному контролю. Однако Росфинмониторинг мог, например, запросить выписку по всем операциям клиента за 2008—2009 год и получить от банка отказ, так как по закону о банках кредитная организация не имеет право раскрывать всю информацию об операциях клиента», — уточняет начальник департамента финансового мониторинга банка из топ-20. После внесения изменений в ст. 7 115-ФЗ банкам, видимо, придется значительно более подробно отвечать на запросы Росфинмониторинга.