«РБК daily» стали известны подробности предстоящей интеграции Транскредитбанка в группу ВТБ. Окончательное присоединение должно состояться до III квартала 2014 года, но еще до этого банк передаст в ВТБ корпоративных клиентов и откажется от ряда розничных проектов.

Согласно утвержденной в августе стратегии развития Транскредитбанк на ближайшие два года, в начале 2012-го банк должен провести допэмиссию акций, которую выкупит группа ВТБ, при этом ее доля в Транскредитбанке превысит 75%. В итоге допэмиссии капитал Транскредитбанка вырастет на 5—7,5 млрд рублей (сейчас по МСФО он составляет 30,5 млрд). В конце III квартала 2012 года ВТБ планирует выкупить все 100% акций Транскредитбанка, обязуясь поднять его уровень достаточности капитала с текущих 7,7 до 9,5%.

 

Окончательная интеграция Транскредитбанка произойдет только через три года, когда он юридически вольется в структуру ВТБ 24. Но до этого момента практически весь ретейл останется у Транскредитбанка — он продолжит обслуживать зарплатные проекты РЖД, используя при этом дополнительно банкоматы ВТБ 24 и Банка Москвы. Вместе с тем Транскредитбанк уже отказался от некоторых рыночных проектов, таких как автокредитование и кредиты малому бизнесу.

Корпоративный же бизнес Транскредитбанка еще до окончания интеграции перейдет в ведение зампреда ВТБ Юрия Соловьева, курирующего корпоративно-инвестиционный блок группы. Специальным условием соглашения между ВТБ и Транскредитбанком предусмотрено, что один из главных акционеров последнего — РЖД — в период интеграции не будет выводить свои счета и откажется от приобретения других кредитных организаций.

 

Насколько обязательства, взятые на себя железнодорожниками, будут способствовать росту корпоративного портфеля самого ВТБ, сказать сложно: собственно структуры РЖД составляют лишь 13% в кредитном портфеле Транскредитбанка, а 44% приходится на крупные компании в секторе электроэнергетики, строительства, транспорта и торговли. Аналитик УК «КапиталЪ» Федор Наумов полагает, что отток корпоративных клиентов вряд ли будет значительным. «Все зависит от условий, которые предложит ВТБ, и не в последнюю очередь от личных взаимоотношений банкиров с компаниями», — говорит Наумов.

В ВТБ и РЖД одним из основных рисков в ходе начавшейся интеграции считают потерю части корпоративной базы. Как говорится в материалах стратегии, особенно высок риск потери корпоративного бизнеса в регионах, также высок «риск снижения лояльности клиентов РЖД вследствие возможных сбоев в обслуживании в период отладки процессов» в процессе присоединения.

Несмотря на проблемы, которые могут возникнуть при интеграции, от Транскредитбанка в ближайшей перспективе ждут роста всех финансовых показателей. В частности, по итогам 2013 года ожидается, что кредитный портфель банка вырастет на 24%, до 480 млрд рублей, а активы — с ожидаемых в этом году 431 млрд до 641 млрд к 1 января 2014-го.

Таким образом, приобретение Транскредитбанка может весьма существенно сказаться на финансовых результатах самого ВТБ. На это на днях намекнула член правления ВТБ Екатерина Петелина. «Разработанная стратегия Транскредитбанка, предусматривающая его полную интеграцию в группу ВТБ до конца 2013 года, будет способствовать укреплению позиций группы на рынке», — сказала Петелина.