Внесенные в Госдуму депутатом Анатолием Аксаковым законопроект о малых банках и законопроект, уточняющий процедуру применения санкций к сотрудникам подразделений внутреннего контроля банков, закреплены за комитетом по финансовому рынку. Как уточняется в сообщении возглавляемой Аксаковым Ассоциации региональных банков России, при необходимости данные законопроекты будут доработаны, после чего вынесены на рассмотрение Государственной думой.

Оба законопроекта реализуют принцип дифференцированного подхода к регулированию банковской деятельности, поясняет Аксаков.

Так, закон о внесении изменений в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (о малых банках) направлен на сохранение кредитных организаций, которые не смогут с 1 января 2012 года выполнить требование о минимальном размере капитала в 180 млн рублей. Депутат предлагает предоставить таким банкам специальный статус, запретив при этом заниматься высокорисковыми операциями и ограничив их деятельность одним регионом.

По словам Аксакова, размер капитала не является ключевым критерием при оценке надежности банка — гораздо важнее показатель достаточности собственных средств. «В ряде регионов относительно небольшие банки не только успешно работают, но и выполняют социальную функцию, предоставляя гражданам и предприятиям необходимый набор финансовых услуг, тогда как крупнейшие банки не спешат открывать филиалы в этих регионах», — подчеркивает парламентарий.

Инициатива Аксакова о создании института малых банков получила поддержку генерального директора Агентства по страхованию вкладов Александра Турбанова. Выступая на Международном банковском форуме в Сочи, руководитель АСВ отметил необходимость дифференциации банковской системы и предложил в законопроекте сфокусироваться прежде всего на территориальных ограничениях в деятельности небольших банков, а не на перечне оказываемых ими услуг.

Второй из закрепленных за финансовым комитетом законов — о внесении изменений в статью 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» — направлен то, чтобы дифференцировать ответственность банков в зависимости от вида проступка и степени вины в случае нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, по итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган может быть вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Данный закон в случае его принятия даст возможность Банку России применять более мягкие санкции в случаях, когда нарушения носят явно технический характер.