Реализация нового плана по борьбе с безработицей, представленного президентом США Бараком Обамой, добавит к росту американского ВВП до 2 процентных пунктов в 2012 году. Такой прогноз дает цитируемый Bloomberg главный экономист Moody’s Марк Занди. По предварительным оценкам, программа поможет создать в стране примерно 1,9 млн рабочих мест и снизить таким образом безработицу, находящуюся сейчас на уровне 9,1%.

Как напоминает «РБК daily», анонсированный в четверг Обамой план по стимулированию экономики оценивается в 447 млрд долларов. Главным его пунктом является снижение налогов на зарплату вдвое для значительной части американцев. В декабре 2010 года конгресс согласился уменьшить на 2011 год подоходный налог с 6,2% до 4,2% для тех, кто получает менее 106,8 тыс. долл. Президент предложил не только сохранить эти льготы в 2012 году, но и еще больше опустить планку налога — до 3,1%.

Кроме того, Обама предлагает выделить 105 млрд долларов на развитие инфраструктурных проектов, в частности по модернизации школ и транспортному строительству. В 55 млрд долларов оценивается продление льготных пособий по безработице из специального правительственного фонда, созданного в разгар финансового кризиса. А еще 35 млрд предполагается предоставить в качестве прямой помощи штатам и местным правительствам для стимулирования рынка труда.

Ведущие американские банковские аналитики также считают, что план Обамы ускорит рост ВВП США, хотя и называют несколько меньшие цифры. Так, в JP Morgan подсчитали, что объявленное ранее администрацией Белого дома на 2012 год снижение расходов и отмена налоговых льгот по зарплатам и пособиям замедлит рост экономики на 1,7 процентного пункта. Новый же план Обамы не только предусматривает компенсацию этих потерь, но и добавляет 0,1 п. п. к темпам роста ВВП. По мнению же экспертов Goldman Sachs, прибавка составит 1,5 п. п.

Впрочем, новая программа может и не привести к росту потребительских расходов, составляющих значительную часть ВВП США. По мнению профессора Гарвардского университета Мартина Фелдстайна, люди могут переводить сэкономленные на выплате налогов средства в сбережения, в результате чего потребительские расходы окажутся не такими высокими, как ожидалось. «Люди нервничают, и если они платят меньше налогов, это не значит, что они пойдут тратить эти деньги, — заявил эксперт в интервью Bloomberg. — Пока мы не исправим ситуацию на рынке жилья, трудно предсказать, что будет с потребительским доверием, чистыми доходами населения и его желанием тратить».