Всемирный банк прогнозирует снижение средней цены на нефть марки Urals до 89 долларов за баррель в 2015 году со 108,7 доллара в 2011-м, говорится в очередном докладе банка об экономике России.

Согласно документу, в 2012 году среднегодовая цена на нефть марки Urals составит 99 долларов за баррель, в 2013-м — 95,5, в 2014-м — 92,7. Российские власти прогнозируют, что цена на нефть сложится в 2011 году на уровне 108 долларов за баррель, в 2012-м — на уровне 100 долларов, в 2013-м — на уровне 97 долларов, в 2014-м — на уровне 101 доллара.

При этом ВБ снизил прогноз средних номинальных цен на нефть (Brent, Dubai, WTI) в 2011 году до 103,0 доллара за баррель со 107,2, в 2012 году — до 94,7 с 92,3 за баррель, прогнозировавшихся ранее. В 2015 году, по прогнозу ВБ, показатель упадет до 88,5 доллара за баррель.

«Прогноз предполагает постепенное восстановление добычи нефти в Ливии, при этом, согласно базовому сценарию, объем добычи достигнет 1 млн баррелей в день к концу 2012 года», — говорится в докладе.

Что касается глобальных рисков, связанных с поставками, то они по-прежнему обусловлены дальнейшими геополитическими шоками, в том числе медленным и затяжным восстановлением в Ливии. С другой стороны, спрос подвержен рискам ухудшения ситуации в связи с замедлением темпов роста мировой экономики и сохранением высоких цен на нефть. «Важнейшим залогом стабильности цен станет реакция стран ОПЕК на повышение или снижение спроса на добываемую ими нефть», — отмечается в документе.

ВБ подчеркивает, что после того как нефть марки WTI перестала быть международным эталоном, марка Brent стала наиболее важным индикатором ценообразования сырой нефти, особенно для марки Urals.

«Brent в этом году существенно сократился, при этом в конце августа цена на нефть марки Urals приблизилась к значению цены марки Brent», — отмечают эксперты банка. Такое изменение цен они объясняют несколькими причинами. В этом году темпы переработки сырой нефти в России увеличивались вдвое быстрее, чем темпы добычи сырой нефти, что привело к сокращению объемов экспорта. Кроме того, экспортные поставки в большей степени ориентированы на азиатские рынки и направляются через трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан, в результате чего сокращаются поставки на средиземноморские и европейские рынки.

Наконец, европейские нефтеперерабатывающие предприятия оснащают свои существующие мощности современным оборудованием для улучшения возможностей по переработке более тяжелых сортов нефти. Такой переход на более тяжелые сорта обусловлен дефицитом легкой низкосернистой нефти.