Отношения между банком и заемщиками предложено исключить из сферы действия закона «О защите прав потребителей» — с такой инициативой выступила Ассоциация российских банков (АРБ), пишет «Маркер».

Предложение АРБ возникло в связи с разработкой в Минфине проекта закона «О потребительском кредите». Новый нормативный акт призван урегулировать отношения в сфере потребкредитования. В настоящее время, указывают в АРБ, «защита прав потребителей в банковской сфере не обеспечена институционально», то есть отсутствует специальный орган, на который возложена данная функция. Пока, говорят в ассоциации, она реализуется Роспотребнадзором, поскольку отношения между банком и заемщиком попадают под действие закона «О защите прав потребителей».

При этом в АРБ подчеркивают, что защита прав потребителей в банковской сфере находится в ведении Геннадия Онищенко, главы Роспотребнадзора, «наряду с целым рядом задач совершенно иного профиля». А закон «О защите прав потребителей» не отражает «специфики банковского кредитования». Говоря о специфике, в АРБ поясняют, что, будучи «юридически равным партнером» при заключении кредитного договора с клиентом, банк тем не менее экономически сильнее, когда речь идет о защите прав. Хотя бы потому, что имеет целый штат подготовленных юристов.

Настаивая на том, что защита прав заемщиков является приоритетной задачей, АРБ предлагает внести поправки в закон «О защите прав потребителей». В частности, исключить из сферы его применения отношения, на урегулирование которых направлен разрабатываемый законопроект «О потребительском кредите».

Финансовый омбудсмен и депутат Госдумы Павел Медведев считает, что устранение правовых коллизий логично: «Тем более что законопроект «О потребительском кредитовании» вышел достаточно щедрым по отношению к заемщику».

Юрист Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий, в свою очередь, отмечает, что сам факт исключения из сферы действия закона «О защите прав потребителей» отношений между банком и заемщиком абсурден. По определению, говорит юрист, гражданин в этих отношениях остается потребителем, поскольку выступает заказчиком услуг для личных нужд, поэтому вывести их из сферы защиты прав потребителей невозможно. «В противном случае встает вопрос об изменении критериев самого понятия «потребитель», — заключает Недзвецкий.

В АРБ полагают, что надзор в сфере потребкредитования должен осуществлять исключительно Центральный банк. «Регулятор мог бы всесторонне оценивать каждую конкретную ситуацию и принимать взвешенные, мотивированные и профессиональные решения», — отмечают банкиры.