Московская международная валютная ассоциация добивается приостановления вступления в силу с 1 октября указания ЦБ РФ от 20 апреля 2011 года № 2613-У «О внесении изменений в инструкцию Банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков» в части, касающейся ценных бумаг. Соответствующее обращение направил председателю ЦБ Сергею Игнатьеву президент ММВА Алексей Мамонтов, сообщила ассоциация.

Речь идет о расчете коэффициента риска долговых финансовых инструментов. Как поясняется в сообщении, вводимые Банком России изменения, несмотря на одинаковую экономическую сущность долговых фининструментов (облигаций и векселей), предусматривают различный подход к расчету их коэффициента риска. Так, при вложении в облигации эмитентов, имеющих рейтинг, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже «В» по классификации S&P или Fitch либо «В2» по классификации Moody’s или рейтингов, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами, повышенный коэффициент риска не применяется, в то время как при вложении в векселя этих же эмитентов применяется повышенный коэффициент риска 1,5. «То есть предполагается, что вложения в банковские векселя имеют более высокий риск по сравнению с вложениями в облигации тех же банков, хотя очевидно, что риск вложений в банковские векселя аналогичен (либо даже ниже) риску вложения в облигации тех же банков», — указывают в ММВА.

Вводимые ЦБ обременения неминуемо окажут отрицательное влияние на положение банков — векселедержателей и векселедателей, что приведет к общим негативным последствиям в одном из наиболее ликвидных секторов российского долгового рынка, предупреждает ассоциация. «Между тем вложения кредитных организаций в долговые обязательства являются одним из основных инструментов эффективного размещения временно свободных денежных средств… По экспертным оценкам, на сегодняшний день объем вексельного рынка достигает 550—600 млрд рублей, что составляет около 15% от общего объема внутреннего корпоративного долгового рынка. При этом на рынке активно обращаются обязательства более чем ста крупнейших хозяйствующих субъектов, а средний совокупный дневной оборот рыночных векселей превышает 5 млрд рублей. Около 97% векселедателей, представленных сегодня на рынке, — крупнейшие российские банки, имеющие высокие международные рейтинги. Для них вексель является одним из основных инструментов публичного привлечения краткосрочных и среднесрочных пассивов», — отмечают эксперты ММВА.

По данным ассоциации, доля векселей и банковских акцептов в совокупных банковских активах 30 крупнейших кредитных организаций составляла на 1 августа 2011 года около 1,9%, или 526 млрд рублей в абсолютных цифрах. Для сравнения: доля пассивов, сформированных за счет облигаций, составляет лишь 1,6% (457 млрд).

Важно и то, что российские банки также являются ключевыми игроками на вексельном рынке, размещая в данный ликвидный инструмент излишки рублевых средств, продолжает в своем обращении глава ММВА. «Так, в ста крупнейших банках России учтено векселей на сумму 245 млрд рублей, то есть более трети всех векселей, находящихся в обращении. Таким образом, вексель служит важным и надежным механизмом перераспределения краткосрочной ликвидности внутри банковской системы. В настоящий момент альтернативы вексельному рынку в разрезе управления краткосрочной банковской ликвидностью практически нет, поскольку рынок облигаций ориентирован в гораздо большей степени на управление среднесрочной (от 1 года) и долгосрочной (свыше 5 лет) ликвидностью… Вексельный рынок предоставляет в распоряжение казначейства банка полную линейку срочности инструментов, позволяя минимизировать разрыв и риск ликвидности практически до нуля», — говорится в письме.

Введение в действие указания ЦБ № 2613-У приведет к ухудшению норматива Н1 у внушительного числа российских банков, что… серьезно ограничит возможности крупных российских банков по диверсификации своей ресурсной базы, а также приведет к поиску более сложных механизмов управления краткосрочной ликвидностью, а это, в свою очередь, — к росту фактического риска ликвидности, опасаются в ММВА.

По словам экспертов, особую тревогу банковскому сообществу внушает то, что «вступление указанного нормативного акта в силу происходит именно тогда, когда продолжается сжатие денежной ликвидности, усиливается волатильность рынка, растет угроза прихода нового витка кризиса, то есть когда рынок особенно нуждается в дополнительном насыщении инструментами управления ликвидностью». В ММВА также указывают, что проект документа «не обсуждался с профессиональным банковским сообществом».

В этой связи ММВА предлагает приостановить либо отложить на шесть месяцев вступление в силу данного указания в части, касающейся ценных бумаг; провести совместно с банковскими ассоциациями, представителями профессионального сообщества дополнительное изучение целесообразности внесения вышеуказанных изменений; распространить (по аналогии с облигациями) исключения в коде 8815 и на векселя, отменив применение повышенного коэффициента риска для вложений в обязательства векселедателей, имеющих рейтинг, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже «В» по классификации S&P или Fitch либо «В2» по классификации Moody’s или рейтингов, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами.