Спад экономики Белоруссии в 2012 году может составить 1—4%, говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012-й и плановый период 2013—2014 годов, разработанном Минэкономразвития и одобренном в среду правительством.

«Экономический рост в 2012 году ожидается отрицательным, на этот период придется пик негативных последствий для белорусской экономики, далее последует мягкое восстановление», — говорится в проекте.

В 2013 году экономика Белоруссии, по прогнозам российского ведомства, может показать как спад, так и рост: Минэкономразвития ожидает темп роста ВВП республики в интервале от минус 1% до плюс 2%. В 2014 году рост показателя прогнозируется в размере 2—4%.

«Экономический рост в 2012 году и в последующие годы будет зависеть от возможности финансирования дефицита текущего счета платежного баланса, а также от того, насколько сильно прореагируют экспорт и импорт на ослабление обменного курса. Поступление ресурсов от приватизации и возможность привлечения внешних кредитов будут ключевыми факторами для нормализации ситуации на валютном рынке и формирования условий для возобновления экономического роста. Отрицательное сальдо по текущим операциям будет сохраняться в прогнозный период», — отмечается в документе.

По оценкам Минэкономразвития, экономическое восстановление на Украине остается недостаточно динамичным. После падения ВВП в 2009 году на 15,1% в 2010-м рост составил всего 4,2% и во II квартале 2011-го ВВП остается почти на 10% ниже, чем был во II квартале 2008 года.

«Факторами, сдерживающими восстановление экономики Украины, являются затянувшийся кризис банковского сектора, не очень благоприятная бизнес-среда и достаточно высокая для групп населения с низкими и средними доходами инфляция потребительских цен, существенно снижающая их покупательную способность», — говорится в проекте.

МЭР прогнозирует, что рост экономики Украины в 2011 году составит 4,8%, в 2012-м — 4,7—6,5% (согласно официальному оптимистичному прогнозу), в 2013-м — 4,8—6,5% (оптимистичный прогноз), в 2014-м — 5,0—8,0% (оптимистичный прогноз).

«В целом в оптимистичном и базовом сценариях Украина имеет достаточно благоприятные перспективы для развития экономики с темпом 4,7—5%. В то же время в 2012—2013 году вновь может обостриться проблема финансирования бюджетного дефицита и счета текущих операций платежного баланса. Ключевым моментом может стать возможность дальнейшего использования средств МВФ, что предполагает проведение достаточно жесткой пенсионной реформы, повышение тарифов на газ и бюджетную консолидацию, предусматривающую дефицит до 2,5% ВВП. В случае нарастания трудностей с финансированием отрицательного счета текущих операций (и возможного оттока капитала) значительная девальвация гривны станет неизбежной, что может временно привести к стагнации и ускорению инфляции», — отмечается в проекте.

По оценке специалистов Минэкономразвития, посткризисное восстановление в Казахстане проходит наиболее благоприятно по сравнению с Белоруссией и Украиной. В 2010 году экономика выросла на 7%, в первом полугодии 2011-го — на 6,6%, промышленное производство — на 6%, сальдо счета текущих операций вышло в положительную область.

В министерстве напоминают, что, согласно официальным планам правительства Казахстана, власти страны ожидают роста объемов ВВП и промышленной продукции в 2011—2014 годах в среднем на 7% в год. Рост должен быть обеспечен в том числе за счет высоких темпов роста объемов производства в обрабатывающем секторе промышленности.

«В то же время, согласно большинству оценок, развитие экономики Казахстана в прогнозный период до 2014 года будет характеризоваться сохранением ежегодных темпов роста ВВП в интервале 4,7—5%. Такая динамика связана с риском замедления роста экспорта, издержками недостаточного развития транспортного потенциала, что будет ограничивать рост в добывающей промышленности. Это может привести не только к замедлению экономического роста, но и к ослаблению бюджетных позиций и сальдо счета текущих операций платежного баланса. При росте импорта и торможении темпов роста экспорта в 2013—2014 году можно прогнозировать появление незначительного, в пределах 0,2—0,3% ВВП, дефицита платежного баланса по текущему счету», — отмечают в МЭР.