Статус генерального партнера Олимпиады в Сочи позволит Сбербанку стать монополистом на рынке монет из драгметаллов, пишет в понедельник газета «Ведомости». Согласно плану ЦБ по эмиссии монет почти 98% всего объема новой чеканки инвестиционных и памятных монет из драгметаллов в 2011—2012 годах составляет программа «Сочи-2014». Ее тираж — более 6 млн штук. Этот объем предназначается Сбербанку: он получил эксклюзивное право на их продажу как генеральный партнер Олимпийских игр. Для остальных участников рынка в 2011—2012 годах будет выпущено несколько серий памятных монет из драгметаллов — из них золотых менее 17 000 штук.

С середины лета спрос населения на золото резко вырос. «Спрос на золотые монеты в июле — августе увеличился в 2—2,5 раза, иногда возникали ситуации, когда банк не мог удовлетворить спрос в том объеме, в каком хотели клиенты, — не было такого количества монет», — рассказывает начальник отдела ВТБ 24 Елена Дегтева. «За июль у нас купили 450 монет, за август — 4 200, а с начала сентября — 5 185», — говорит председатель правления Абсолют Банка Николай Сидоров.

Никто такого увеличения спроса не ожидал, поэтому банки опасаются, что останутся без монет. «Рынок будет перекошен в пользу Сбербанка, у других игроков уже сейчас лимиты подходят к концу, а новые выпуски инвестиционных монет для коммерческих банков не запланированы», — сетует менеджер одного из крупных игроков рынка драгметаллов.

Банки раз в полгода подают заявки в ЦБ на определенное количество монет, а затем постепенно выбирают лимиты. Больших запасов никто из банков старается не держать — цены на золото колеблются, котировки ЦБ выставляет ежедневно, поэтому лучше закупать партиями, говорит Дегтева. «Резерв пока есть — покупаем по своему лимиту у ЦБ, но спрос превышает предложение, и если в регионах еще где-то могут быть небольшие запасы, то в Москве за золотыми монетами клиентам придется побегать, — признает Сидоров. — На рынке может возникнуть дефицит — не будет ли нарушено антимонопольное законодательство?»

Банки надеются, что Сбербанк будет продавать «сочинские» монеты не только населению, но и другим банкам.

«Неизвестно, какие наценки Сбербанк, получив монопольное преимущество, установит для банков и для населения и захочет ли вообще продавать другим банкам», — говорит топ-менеджер одного из банков. Другой участник рынка рассказывает, что его банк уже пытается договориться со Сбербанком об условиях продажи монет: «Но руководство госбанка вполне может сказать, что он продает только населению».

Если договориться со Сбербанком не удастся, некоторые банки не исключают того, что придется ограничить предложение. «Будем продавать золото в слитках, обезличенные металлические счета, ждать, когда люди, купившие инвестиционные монеты в Сбербанке, принесут их нам на обратный выкуп», — говорит один из банкиров.

«Многим предлагали стать генеральным спонсором Олимпиады, согласился Сбербанк, поэтому он имеет преимущество, — рассуждает источник в одном из госбанков. — Может, тут и нет нарушения антимонопольного законодательства».