Внешэкономбанк готов взять на себя функции инвестфонда, созданного для реализации государственных мегапроектов. «Всем уже очевидно, что деятельность инвестфонда, открытого несколько лет назад, затухает и, чтобы он не умер совсем, нужна свежая кровь», — приводит газета «Ведомости» слова чиновника аппарата правительства РФ и его же информацию о том, что спасать инвестфонд готова госкорпорация «ВЭБ», предлагающая при этом полностью поменять его экономическую модель.

Как напоминает издание, инвестфонд был придуман в 2004 году Германом Грефом, который тогда был министром экономики. Федеральный бюджет получал нефтяные сверхдоходы, и Греф убедил правительство часть средств направлять на софинансирование больших инфраструктурных строек. В 2006 году Минэкономразвития приняло первые заявки на финансирование из фонда: запросы превысили 450 млрд рублей. В 2007-м бюджет инвестфонда составлял 265 млрд, но в кризисный 2008-й финансирование сильно сократилось и с тех пор остается на уровне 65 млрд рублей в год. Та же сумма заложена в проекте федерального бюджета на 2012 год. Контроль над инвестфондом перешел к Минрегиону, и в итоге фонд переориентировался на некрупные региональные проекты, а многие ориентированные на инвестфонд большие проекты сейчас приостановлены либо пытаются вписаться в другие федеральные программы.

ВЭБ предлагает изменить принципы бюджетных ассигнований фонда, внедрить международную систему TIF (tax increment financing): это когда за привлеченные в проекты инвестиции рассчитываются налогами, которые получены от реализации проектов. Схема получается следующая: частные инвесторы строят объекты на кредитные деньги госкорпорации, а кредит обслуживается и погашается за счет платежей бюджета, которые будут получены в будущем от дополнительных налоговых поступлений, генерируемых проектом. Чтобы этот механизм заработал, нужно изменить правила формирования и использования средств инвестфонда, говорится в предложении ВЭБа, которое есть в распоряжении «Ведомостей». Сейчас по Бюджетному кодексу госконтракты заключаются на срок, который не превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. ВЭБ просит исключений из этого правила для проектов инвестфонда. Не подходит для новой процедуры и форма аукциона — надо проводить конкурсы, указывает ВЭБ. Если схема заработает, то у государства не будет убытков от консервации строек и будут получены запланированные и даже новые налоги, обещает госкорпорация. К тому же получится, что государство будет контролировать не половину проекта, как сейчас, а весь.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил Минрегиону, Минэкономразвития и Минфину с участием ВЭБа проработать предложенный подход до 1 ноября.

Минрегион не против предложения ВЭБа об изменении экономической модели фонда, в то время как Минфин пока не намерен его согласовывать, потому что, как сказал «Ведомостям» чиновник этого ведомства, новая модель противоречит принципам Бюджетного кодекса.

Теория и механизмы возврата средств инвесторам через налоговые платежи с реализуемых проектов в целом хороши, но на практике в России в современных условиях вряд ли реализуемы, говорит председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев. Главное препятствие в том, что российская налоговая система существует по принципу «единства кассы»: налоговые поступления не обособляются, кроме тех, которые поступают в дорожные фонды. К тому же не отработан механизм анализа налоговых поступлений от конкретного проекта, и в существующих условиях технически сделать это невозможно, считает он.