Госпрограмма льготного автокредитования в РФ вступила в завершающую фазу. Следствием ее окончания 31 декабря 2011 года станет не только рост средних ставок в этом сегменте, но и существенное перераспределение сил на рынке в пользу кэптивных банков глобальных автоконцернов, пишет «Коммерсант».

Как напоминает издание, программа стартовала в марте 2009 года как антикризисная мера поддержки российского автопрома в условиях падения спроса на его продукцию. В рамках программы государство субсидирует банку, выдающему кредит на приобретение автомобиля российской сборки, часть процентной ставки в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ (на текущий момент — 8,25%). Изначально получить льготный кредит можно было на машины ценой до 350 тыс. рублей и только в трех госбанках: ВТБ, Сбербанке и Россельхозбанке. Впоследствии к программе были допущены частные банки, а порог цены на автомобили повышен до 600 тыс.

Либерализация программы способствовала росту спроса на льготные автокредиты. Так, если за первое полугодие 2009 года банками было выдано только 18,9 тыс. таких ссуд (по данным Минпромторга, курирующего госпрограмму), то за весь 2009-й выдача льготных автокредитов составила уже 71,6 тыс. В 2010-м число выданных автокредитов с субсидируемой государством ставкой достигло 165,7 тыс., а с начала текущего года по 29 сентября — 175,2 тыс. штук. Согласно прогнозу Минпромторга, по итогам 2011 года количество выданных льготных автокредитов достигнет отметки в 200 тыс. штук.

Помимо того, что госпрограмма имела прямой эффект, поддержав спрос на автомобили российской сборки, она стала существенным подспорьем для рынка банковского автокредитования в целом. К концу первого полугодия на льготные автокредиты приходилась почти треть (29%) всех банковских ссуд, выданных на покупку автомобилей, подсчитал аналитик Ernst & Young Иван Бончев. В первые два года действия льгот лидером по числу автокредитов, выданных в рамках госпрограммы, являлся Сбербанк, в 2011-м его потеснил Русфинанс Банк.

Впрочем, несмотря на успех программы, продлевать ее не планируется, заявили «Коммерсанту» в пресс-службе Минпромторга. Свою задачу эта программа выполнила, согласны эксперты. Доля машин, продаваемых в кредит, даже несколько превысила докризисную планку в 30%. «Если в 2009 году этот показатель упал до 16,8% (при общем объеме продаж в 29 миллиардов долларов), то в 2010 году вырос до 25,1% от объема продаж (40,3 миллиарда), а по итогам первого полугодия 2011 года составлял уже около 40% от объема продаж (29,6 миллиарда долларов)», — указывает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

В результате отмены действия госпрограммы льготного автокредитования доля автомобилей, продаваемых в кредит, в 2012 году сократится с 40% до 30—35%, прогнозирует Удалов. Для конечного потребителя завершение госпрограммы льготного автокредитования будет означать рост ставок по банковским кредитам на большинство марок автомобилей, подпадавших под действие программы.

В условиях финансовой нестабильности снижать ставки по кредитам банкам все сложнее. Одна из немногих сохраняющихся возможностей для этого — сотрудничество с автоконцернами, которые за счет собственных субсидий стимулируют спрос на свою продукцию. Однако с учетом выхода на российский рынок собственных финансовых институтов автоконцернов возможности универсальных банков в части такого сотрудничества становятся все более ограниченными. Сейчас в России действуют шесть дочерних банков автоконцернов: Тойота Банк (работает в интересах автоконцерна Toyota), Мерседес-Бенц Банк Рус (Daimler), БМВ Банк (BMW), «ПСА Финанс Рус» (Peugeot Citroen), Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Mitsubishi), Фольксваген Банк Рус (Volkswagen). О планах создать в России собственный банк заявлял альянс Renault-Nissan.

С отменой госпрограммы льготного автокредитования кэптивные банки автоконцернов автоматически получат конкурентное преимущество, считают эксперты. «Кэптивные банки автопроизводителей имеют более дешевое фондирование от головных компаний, чем большинство российских игроков», — указывает владелец дистрибьюторской компании «Квингруп» Ленур Ислямов. Кроме того, продолжает он, усилению позиций кэптивных банков автоконцернов на рынке автокредитования может способствовать и то, что дилерам удобнее с ними работать. «Через банки автопроизводителей дилеры получают широкий доступ к целому ряду банковских инструментов (факторинг, кредитные линии, овердрафт), от универсальных банков такие услуги получить сложнее: они консервативнее оценивают риски на импортеров и дилеров», — поясняет Ислямов. Большая гибкость кэптивных банков, по его словам, обусловлена тем, что для них банковский бизнес — инструмент стимулирования спроса на продукцию материнской структуры, а не центр прибыли.

За несколько лет доля кэптивных банков на рынке автокредитования с 20—25% может вырасти до 40%, ожидает директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. При этом, по прогнозам экспертов, рост доли банков автоконцернов будет обеспечен утратой позиций некрупных универсальных банков. В ближайшие два-три года основная борьба развернется между кэптивными и крупными универсальными банками, рассуждает зампред правления Абсолют Банка Иван Анисимов.

Некрупным универсальным банкам, неспособным составить конкуренцию банкам автоконцернов, придется искать новые ниши — например, развивать кредитование покупки подержанных автомобилей или на фоне снижения возможностей по кредитованию в автосалонах активизировать продажу кредитов через отделения, считают эксперты. Впрочем, оба этих направления сопряжены с повышенными рисками (в одном случае — утраты стоимости залога, в другом — нецелевого использования), поэтому существенной активизации банков в этом направлении вряд ли стоит ожидать. Самый перспективный путь для универсальных игроков — переориентация на принципиально другие, не менее востребованные населением продукты — экспресс-кредитование наличными или кредитные карты, полагают эксперты. В результате доля автокредитов в общем розничном портфеле российских банков в течение пяти лет может сократиться с нынешних 20% до примерно 10%, прогнозирует Матовников.