Сбербанк обнародовал итоги второго года работы интерактивной площадки для сотрудников «Биржа идей». Как напоминает «Коммерсант», эта площадка была создана осенью 2009 года для сбора инновационных предложений сотрудников о повышении эффективности работы банка и сокращении его расходов. Если по итогам первого года работы эффект от внедрения предложений сотрудников составил 1 млрд рублей, то по итогам второго (с октября 2010 года по октябрь 2011-го) экономия была равна уже 7 млрд, сообщил Сбербанк. Для сравнения: чистая прибыль Сбербанка за восемь месяцев текущего года — 225,8 млрд рублей.

Затраты Сбербанка на разработку и внедрение «Биржи идей» за все время ее существования составили около 17 млн рублей. На вознаграждения авторам идей за второй год работы площадки Сбербанк потратил 8,1 млн. В прошлом году в банке не раскрывали размер выплат, указывая лишь, что на год в смете на эти цели было заложено 6 млн рублей. Вознаграждение зависит от экономического эффекта предложения (25% выплачивается до внедрения, если предложение признано эффективным, 75% — после). Вилка выплат за инновационные предложения составляет 200—400 тыс. рублей, за рационализаторские предложения предусматривается разовая выплата в 30 тыс. или 50 тыс. — в зависимости от того, на каком уровне (по всему Сбербанку или в одном территориальном банке) они внедряются.

Кроме того, предусмотрена система премий за лучшие проекты — максимальная премия составляет 200 тыс. рублей и полагается лучшему инноватору года. В этом году им стал сотрудник московского банка Сбербанка, предложивший использовать для хранения кредитных досье заемщиков не папки-скоросшиватели, а полиэтиленовые файлы: эффект от этой инновации был оценен в 29,9 млн рублей. Всего на премии Сбербанк за год потратил 15 млн рублей, таким образом, общий объем выплат авторам идей составил за этот период 23,1 млн.

Число инициативных сотрудников Сбербанка, предлагающих свои идеи, за последний год выросло почти вдвое. Если годом ранее их было 40% от всего персонала банка (89,5 тыс. человек), то сейчас — около 70% (160,8 тыс.).

При этом из 79,2 тыс. предложений, внесенных в рамках проекта, принято было около 8 тыс., то есть всего 10%. Возможно, именно поэтому Сбербанк решил не ограничиваться рядами своих служащих, предложив с начала этого года вносить свои инновационные и рационализаторские предложения клиентам банка через сайт. Тем более что в отличие от предложений, внесенных собственными сотрудниками, предложения клиентов для Сбербанка пока бесплатны. За семь месяцев клиенты внесли 5,2 тыс. предложений, однако информацию о том, какая доля из них была внедрена, в банке не раскрывают. По статистике Сбербанка, 35% всех предложений его клиентов касаются работы интернет-банка, 15% — банковских карт, 10% — кредитных продуктов, 9% — работы банкоматов, 6% — приема платежей. На предложения по вкладам, мобильному банку и усовершенствованию сайта Сбербанка приходилось по 4% всех идей.