Внешэкономбанк готов вложить пенсионные средства, которыми управляет, в облигации РЖД. Об этом, как пишут «Ведомости», заявил на конференции издания зампред правления госкорпорации Михаил Полубояринов. «Мы сейчас развиваем эту тему», — сказал он.

РЖД может оказаться не единственным получателем пенсионных денег. ВЭБ поддерживает размещение этих средств в долгосрочные бумаги инфраструктурных компаний при условии соблюдения требований к кредитному качеству бумаг и по рыночной доходности, поясняет представитель госкорпорации. Но нужно, чтобы такие бумаги появились, добавляет он. Госкорпорация намерена диверсифицировать свой инвестиционный портфель, чтобы сохранить и приумножить переданные ей в управление пенсионные средства, говорится в ее стратегии до 2015 года. В частности, в инвестиционный портфель планируется включать все больше долгосрочных корпоративных облигаций и обеспеченных госгарантиями бумаг компаний, участвующих в «национально значимых инфраструктурных проектах».

В управлении ВЭБа сейчас около 1 трлн рублей (около 77% всех пенсионных накоплений, остальное — у неправительственных фондов), до 2013 года Пенсионный фонд будет передавать ВЭБу около 200—220 млрд рублей в год, в результате чего портфель последнего должен достичь 1,8 трлн. Инвестировать пенсионные деньги не только в государственные ценные бумаги, но и в корпоративные, а также размещать их на депозитах ВЭБ может с ноября 2009 года. «И сроки, и возможности колоссальные — кому, как не РЖД, ими воспользоваться», — считает Полубояринов.

Вариантов для диверсификации у ВЭБа не так уж много, замечает Владимир Брагин из «Альфа-Капитала», а по уровню кредитного качества облигации РЖД сопоставимы с бумагами других заемщиков с рейтингом на уровне суверенного — «Газпрома», «ЛУКОЙЛа» и ВТБ.

РЖД давно покушается на пенсионные накопления. ПФР мог бы выкупать инфраструктурные облигации РЖД, говорил в начале августа президент компании Владимир Якунин. Но чиновники пока не готовы отдать пенсионные деньги РЖД. Большая часть пенсионных накоплений уже вложена в различные финансовые инструменты, следует из доклада Минэкономразвития: в 2012 году ПФР предстоит выплачивать пенсии 4 млн человек, на это потребуется до 40 млрд рублей. К тому же пенсионные средства — недешевый инвестиционный ресурс, отмечает МЭР: они должны инвестироваться с доходностью выше инфляции. Номинальная доходность расширенного инвестпортфеля ВЭБа в годовом выражении по состоянию на июль — 5,65%, эффективная ставка его доходности за вычетом инфляции — минус 3,75%, указывает аналитик Банка Корпоративного Финансирования Максим Осадчий.

К тому же РЖД может привлечь необходимые средства и другими способами, заметил на конференции замминистра финансов Александр Новак: например, за счет госгарантий для инвестпроектов.

НПФ предпочитают инфраструктурным проектам другие бумаги. В основном они зарабатывают на бумагах ТЭК, металлургии, потребительского сектора, где понятен потенциал дохода, замечает директор по работе с институциональными инвесторами УК «Альянс РОСНО Управление активами» Сергей Лукин. Транспортная инфраструктура, и в частности железные дороги, не приоритет, добавляет он: инвесторам неясно, за счет чего будет генерироваться доход.